Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью Романа Огонькова, Первого заместителя председателя правления банка НФК (ЗАО)

Роман Огоньков

- Как изменился рынок за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для начала 2009г.?

- Большинство Факторов столкнулись с одной стороны с ограничением ликвидности, с другой стороны с ухудшением финансового состояния контрагентов – клиентов и дебиторов. Компании, которые вели агрессивную экспансию, не смогли справиться с обозначенными проблемами, и структура рынка в этой связи поменялась - в списке ведущих игроков произошли серьезные изменения. По динамике объемы портфелей игроков в первом полугодии, без учета «новичков рынка», в подавляющем большинстве мы видим тенденцию к их сокращению. Если во втором полугодии 2008 года главной причиной этого были ограничения по ликвидности, то в первом полугодии 2009 года снижение объемов в большей степени связано с повышенной осторожностью и избирательностью в выборе отраслей и клиентов. Список отраслей, в которых работают сейчас факторы, существенно сократился и сейчас подавляющее большинство компаний видят в качестве приоритета сектор FMCG. Прежде всего, это связано со значительной непредсказуемостью финансового состояния предприятий, производящих продукцию промышленного назначения, и сложностью в оценке их дальнейших перспектив. В первую очередь это касается металла и строительных материалов, т.е. тех отраслей, с которыми Факторы ранее активно работали, несмотря на то, что капитальное строительство по мировым стандартам - запретительная отрасль для факторинга ввиду больших сроков оборачиваемости дебиторской задолженности.
Появление новых игроков пока не привело к значительным изменениям в объеме рынка - растущая активность новых игроков рынка (Альфа-банка, ВТБ- факторинг, Металлинвестбанка и ряда других) связана с тем же сегментом FMCG, т.е. в большей степени связана с конкурентной борьбой за клиентов, уже использующих факторинг. Кроме того, ряд Факторов ориентируются исключительно на сетевых ритейлеров в качестве дебиторов, и только поставки в их адрес готовы финансировать.

- Каково Ваше видение сегодня Ассоциации Факторинговых Компаний? Есть ли у неё перспективы?

- Очевидно, что Ассоциации была нужна «перезагрузка», что, собственно, и было сделано. Толчок этому процессу был задан дискуссиями, проходившими на конференции «Эксперт РА». В рамках последнего заседания АФК был проведен круглый стол, на котором присутствовали как все основные игроки, так и компании, недавно вышедшие на рынок факторинга. Пожалуй, впервые в жизни я присутствовал мероприятии, в котором ожидалось участие более 20 игроков рынка, и пришли абсолютно все. Это свидетельствует о готовности нести общую ответственность за судьбу рынка факторинга в России. Наверное, это связано, в том числе, с законодательными изменениями, которые сделали легитимным процесс появления новых Факторов без лицензии, и с возможными рисками появления неквалифицированных игроков, способных наложить негативный оттенок на репутацию отрасли. Структура рынка пока находится в стадии формирования и, если мы хотим видеть нашу отрасль значимой в глазах государства и бизнеса, нам требуется наличие эффективной авторитетной саморегулирующейся организации, которой хотелось бы видеть Ассоциацию. Вопрос авторитетности для диалога с государством по вопросам развития рынка факторинга и финансировании среднего и малого бизнеса в значительной степени зависит от готовности как можно большего числа игроков принять участие в работе АФК.

- Каких успехов достигла Ваша компания в 2009г., и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

- Одним из главных успехов для нас стало четкое исполнение всех своих обязательств перед кредиторами и инвесторами. В начале года НФК выплатил последний транш в погашение валютного синдицированного кредита, предоставленного пулом российских и зарубежных финансовых институтов. В конце апреля – начале мая мы проходили оферту по облигациям и полностью исполнили свои обязательства перед держателями облигации НФК, что стало подтверждением хорошего уровня управления ликвидностью и качества нашей системы риск-менеджмента. Наша репутация в глазах кредиторов и инвесторов – это важнейший актив, который в будущем позволит нам решать задачи роста бизнеса.
Мы всегда видели своей основной компетенцией оказание услуг с высокой добавленной стоимостью, построенной на философии покупки дебиторской задолженности, а не кредитовании под её залог, что позволило нам сохранить в своем портфеле ощутимую долю факторинга без регресса. Безусловно, важным достижением явилось стабильное финансирование наших клиентов и отсутствие срывов в финансировании. Костяк клиентов мы сохранили.

- А с кем вы перестали работать?

- В основном, это компании торгующие металлом и строительными материалами, а также присутствующие в дорогих сегментах потребительского рынка, товаров длительного пользования (бытовая и компьютерная техника, электроника, мобильные телефоны и т.п.), т.е. те сегменты рынка, потребительский спрос на которых характеризуется высокой эластичностью. С падением уровня реального дохода потребителей, спрос на них существенно сократился по сравнению с докризисным уровнем. Можно добавить к этому списку предприятия, для которых характерны длительные сроки оборачиваемости ДЗ. Сейчас самое ощутимое ограничение - это ограничение вариативности по привлечению средств. Рынок долгосрочного капитала не восстановился. Мы не видим массовых сделок по размещениям облигаций. Очень ощутимо пересмотрели лимиты на Россию западные финансовые институты. Ряд партнеров, с которыми мы имеем положительный опыт сотрудничества по предыдущим сделкам, не готовы к ним сейчас исключительно по причинам запрета в рамках своих организаций на осуществление операций на российском денежном рынке. Если говорить о влиянии кризиса на клиентов – его главным следствием стало значительное ухудшение их финансового положения и серьезные сложности в обслуживании долга. Это создает дополнительные проблемы, прежде всего такие как рост резервов, которые банки должны создавать, выполняя требования ЦБ РФ. Наверное в небанковских компаниях ситуация чуть полегче: у них больший простор для маневра. С другой стороны мы не должны забывать, что либеральная политика в области резервов уже сыграла свою злую шутку с некоторыми небанковскими игроками.

- А есть ли перспективы у региональных рынков в ближайшем году?

- Перспективы в значительной степени зависят от отраслевой структуры экономики, поскольку ситуация значительно различается в зависимости от конкретного региона. Наверное, наибольшие сложности будут наблюдаться там, где велика доля производства товаров промышленного назначения (отрасли связанные с автопромом, металлургией, строительством). Есть рынки, которые «живут», на которых есть платежеспособный спрос и он носит устойчивый характер, но есть рынки которые впали в кому и пока не понятно в какие сроки региональная экономика сможет это преодолеть.

- Какова политика Вашей компании в области регионального развития?

- НФК безусловно будет присутствовать в наиболее экономически развитых регионах. Мы приняли решение о ликвидации трех представительств, открытых непосредственно перед началом экономического кризиса, что связано с неэффективностью инвестирования в них в настоящий момент. Сейчас важно понимать, что ограниченность ресурсов требует концентрации внимания на том, что в данный момент дает устойчивый уровень дохода с требуемым уровнем рентабельности.

- Каково влияние поправки об отмене лицензирования Факторов на рынок?

- Для банков ничего не изменилось, за исключением появления возможности выводить факторинговый бизнес с баланса банка на дочерние небанковские компании.

- Это возможно делать для снижения размера резервов?

- Вообще резервы – это хорошо. Компании, которые пытаются излишне сэкономить на резервах, потом могут столкнуться с серьезными проблемами с ликвидностью. Конечно, иногда резервы чрезмерны, и их приходится формировать на уровне выше собственных ощущений той рисковой цены, которая есть сейчас. Например, из-за временного ухудшения финансовой отчетности контрагентов. Но в нынешней ситуации лучше пересоздать резервы – консерватизм сегодня вещь оправданная, он формирует большую устойчивость компании, пусть и в ущерб размерам чистой прибыли. Здесь важнее быть честными по отношению к себе, кредиторам и инвесторам. Если вернуться к вопросу об отмене лицензирования, его главным результатом будет приход на рынок иностранных игроков, как только они поймут, что российский рынок не несет в себе слишком высоких неуправляемых рисков. Это действительно было препятствием для многих иностранных игроков, в том числе сетевых. Главным негативным последствием отмены лицензирования является то, что, его отсутствие в ряде развитых экономик компенсируется устоявшимися обычаями делового оборота и эффективностью судебной системы, чего о российском рынке, увы, пока не скажешь. Регулирование должно быть, другой вопрос - кто должен регулировать, и в какой форме. Хотелось бы, чтобы такую задачу решила Ассоциация.

- Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в связи с кризисом? Как изменилась политика Вашей компании в этом отношении (ставки, выдачи, новые клиенты и т.д.)?

- Есть отраслевые ограничения, о которых я уже говорил. Объемы финансирования клиентов не изменились – это до 90% от суммы поставки. В тарифной политике ставки с докризисным временем значительно росли во втором полугодии 2008 г., что было связано с ростом стоимости денег в экономике. В первом полугодии 2009 они стабилизировались, а сейчас, хоть и медленными темпами, начинают снижаться. Если сложившаяся к середине года тенденция сокращения темпов инфляции сохранится, я не исключаю их дальнейшего снижения. Как только на рынке появятся более дешевые по стоимости деньги, мы будем идти вслед за рынком, корректируя нашу тарифную политику.

- Ставки формируются из стоимости денег и цены кредитного риска. Если стоимость денег сейчас значительно не уменьшаются, то, на мой взгляд, кредитные риски снижаются.

- Действительно, себестоимость актива на выходе складывается из входящей ставки привлечения и оценки рисковой цены сделок, дальнейшее формирование ценового предложения уже зависит от вида оказываемых услуг, т.е. от добавленной стоимости продукты. Однако в настоящий момент банки вынуждены обслуживать возросшую в разы просроченную задолженность. Если у банка растет просрочка и сокращается поток доходов, банки вынуждены закладывать в цену услуг расходы на обслуживание «подвисших» долгов, размещая деньги по более высоким ставкам. В нынешней ситуации это очень важный нюанс, который раньше имел второстепенное значение, а сейчас играет значимую роль в формировании цен. В нашей отрасли сейчас большинство игроков сконцентрировались на ограниченном сегменте рынка, предпочитая обслуживать поставки потребительских товаров в федеральные розничные сети, следствием чего стал возросший уровень ценовой конкуренции. В части расходов Факторов немаловажное значение имеет увеличение нагрузки, а следовательно, и уровня издержек, на усиление процедур проверки контрагентов и коллекторскую составляющую сервиса. Если раньше больший процент задолженности собирался главным образом за счет дистанционной работы с должниками, то на нынешнем этапе для того, чтобы покупатели расплачивались в разумные сроки, коллекторам приходится чаще их посещать и тратить на это больше ресурсов.

- Какая минимальная процентная ставка сейчас возможна?

- На сегодняшний день минимальная рыночная оферта, которая мне известна по продукту факторинг с регрессом, - около 22% годовых. Не могу утверждать, что эта ставка окончательная. Реальные ставки, которые получались в процессе работы, могли быть выше.

- Какие изменения произошли в платежной дисциплине контрагентов?

- Средний срок оборачиваемости по нашему портфелю возрос с 45 до 60 дней, что, прежде всего, связано с увеличением сроков оплаты поставок дебиторами, несмотря на ужесточение политики товарного кредитования клиентов. Поставщики предпочитали сокращать сроки предоставляемых отсрочек и сумму предоставляемого товарного кредита. Относительно дефолтов покупателей, их число выросло в 3,5 раза по сравнению с докризисным уровнем. Увеличение, главным образом, произошло за счет небольших лимитов и очень различается в зависимости от отраслевой принадлежности. Важно отметить, что в целом дефолты дебиторов доставляют Факторам намного меньше проблем, чем дефолты клиентов. Это, прежде всего, проявилось по тем продуктам, по которым Факторы ориентировались в большей степени на установленный лимит на поставщика, рассматривая дебиторскую задолженность как условное и второстепенное обеспечение. В этом случае недостаточное внимание к оценке платежеспособности дебиторов с одной стороны, и отсутствие процедур сбора дебиторской задолженности с другой стороны, приводили к тому, что если клиент начинал испытывать сложности, Фактор рисковал практически на всю сумму предоставленного финансирования.
Подавляющее число дефолтов дебиторов носит временный характер – очень высок процент их восстановления. Просрочка клиента, возникающая в силу его неплатежеспособности, происходит реже, но в большем объеме и востребуется гораздо тяжелее.

- Что будут предлагать факторы клиентам (изменится ли формат предложений, услуг)? Появились ли новые "антикризисные" продукты на рынке в 2009 году?

- Ни с одним «антикризисным» продуктом не сталкивались. Что касается нашей продуктовой политики, мы делаем регулярную «перезагрузку» наших продуктов в соответствии с меняющимися условиями, уточняем «портрет» клиента. Из последних нововведений могу отметить новую схему, предложенную клиентам, работающим по продукту “maturity factoring”, при котором мы покрываем риски неплатежа покупателей без выплаты финансирования по факту отгрузки (деньги выплачиваются поставщику при дефолте дебитора) и без предварительного уведомления дебиторов о факте уступки долга. Эта модификация продукта позволяет не менять торговых отношений между поставщиком и покупателем (покупатель продолжает платить на счет поставщика в банке). В случае документально подтвержденного дефолта дебитора мы проводим наши стандартные процедуры востребования дебиторской задолженности, выплачивая страховое обеспечение поставщику.

- Какие Факторы уйдут с рынка и почему?

- Не вижу особых внешних причин, способных существенно скорректировать нынешний список игроков. Другое дело, останется ли факторинг приоритетным продуктом по причинам, связанным с внутренней политикой кредитных организаций в условиях ограниченных ресурсов? Время покажет.

- Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 2009 и 2010 году.

- Осень покажет, куда идет рынок, - это традиционно «высокий» сезон для отрасли. Возможный рост рынка в значительной степени зависит от активности самих Факторов (в том числе новых игроков, которые имеют потенциал к росту портфеля), их «аппетита к риску». Важное значение будут иметь состояние экономики на макроуровне и динамика реальных доходов населения. Наверное, в целом по рынку рост в 10% - достаточно оптимистическая оценка. В 2010 году надеемся на возобновление более высоких темпов роста, поскольку рынок факторинга в России еще весьма далек от насыщения.