Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью Михаила Окунева, Начальника банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк»

Окунев Михаил Алексеевич

Как изменился рынок за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для начала 2009г.?

- Тот факторинг, к которому все привыкли в 2008 году, ушел в небытие. В 2009 году появился новый факторинг: Факторы стали конкурировать за качественную дебиторку своих клиентов. С одной стороны, доступность факторингоых услуг в сегменте некачественной дебиторки значительно сократилась, с другой стороны, мы видим рост конкуренции за качественную дебиторскую задолженность. Это приводит к снижению стоимости такого факторинга. В факторинге происходит «бегство к качеству»: качественные риски хотят многие участники рынка, а некачественные как никто не хотел, так никто и не хочет.
Сейчас снижается стоимость денег для банков, растет мгновенная ликвидность участников рынка. Мы не знаем, что делать с деньгами – это объективная проблема. Организации и физические лица размещают деньги в банках, стараясь экономить, кроме того ЦБ РФ разработал и внедрил множество механизмов для закачки денег в банковскую систему. Все это создает колоссальный избыток ликвидности и приводит к тому, что необходимо куда-то размещаться. Все больше участников рынка хотят делать факторинг, но только там, где риски минимальны. И это приводит к падению цен на низкорисковый факторинг, а там, где риски высоки, сейчас огромный спрос и абсолютно нулевое предложение.

- Каких успехов достигла Ваша компания в 2009г., и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

- Основные сложности заключаются в том, что наше предложение удовлетворяет существующий спрос процентов на 10%. Т.е. 90% потенциальных клиентов, с которыми мы сталкиваемся, хотят нам продать риски, покупать которые мы не готовы, равно как и прочие Факторы.
Наши успехи связаны с работой с «хорошими» рисками. Начиная с октября 2008 года, когда мы полностью поменяли свои политики в плане принятия клиентов на факторинг. В результате у нас новых дефолтов с теми рисками, которые мы покупаем, нет. Каким путем мы хотели идти, таким мы и идем: это когда сам факт дебиторской задолженности дебитором не оспаривается. Проблему того, что малый бизнес, пытаясь добраться до денег, идет на всевозможные ухищрения и норовит чуть-чуть да обмануть, мы сейчас решаем намного успешней, чем в 2008 году. Если взять структуру дефолтов в 2008 году, то мы увидим, что 90% этих дефолтов приходится на то, когда малый и средний бизнес, продавая нам более-менее нормальную дебиторку, нас обманул, и впоследствии оказалось, что такой дебиторской задолженности вовсе и не было.

- Считаете ли Вы это мошенничеством?

- Скорее да. Применялись следующие схемы: поставка была, но она была меньше, или же она сопровождалась мгновенным возвратом. Или подписывались дополнительные соглашения поставщиком с дебитором о переносе оплаты. С подобными случаями мошенничества на протяжении последних 9 месяцев мы не сталкивались, благодаря более плотной работы с дебиторами. Процент дебиторов, которым мы, глядя в глаза, можем сказать «где наши деньги?», неуклонно растет. Дебитор должен понимать, что он должен банку в не зависимости от действий поставщика. Портфель стал на прядок более качественным.

- Каково влияние финансового кризиса на факторинговый рынок в России в целом и на деятельность вашего банка/вашей компании в первом полугодии 2009 года?

- Любой финансовый кризис приводит к тому, что сначала все замирают, а потом стремится получить какую-то прибыль с минимальными рисками. Терпимость к рискам сейчас начинает понемногу расти.

- А есть ли перспективы у региональных рынков в ближайшем году?

- У нас есть 2 представительства (Санкт-Петербург и Екатеринбург). Оба этих представительства оживают меньшими темпами, чем Московское. Поэтому, если в этом году представительства не будут приносить убытки, я буду доволен. Изначально качество тех рисков, которые сосредоточены в филиалах, хуже, государственная помощь доходит хуже, ситуация с занятостью – хуже. Экономика региона будет восстанавливаться позднее, чем в Москве.

- Как Вы оцениваете влияние поправки об отмене лицензирования Факторов на рынок?

- Никак. Все, кто хотел делать факторинг без банковской лицензии, его и делали. Тот, кто больше всех лоббировал внесение правок, уже не работает на рынке.

- Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в связи с кризисом? Как изменилась политика Вашего банка в этом отношении (ставки, объемы финансирования, новые клиенты и т.д.)?

- Требования к клиенту не изменились никак, идеальный клиент таким же и остался. Требования к дебиторам стали жестче. Наше постоянное совершенствование процедур приводит к снижению требований к клиенту. Если раньше клиент среднего качества с дебиторами среднего качества получал финансирование, то теперь если даже дебитор среднего качества, а клиент звезда – он нам все равно не подходит. А если дебиторы крайне качественные и процедуры возврата финансирования с ним налажены, то клиент может быть откровенно плохим. 87-92% денег мы получаем непосредственно от дебитора. Этот параметр у нас называется «доля регресса». Т.е клиент для нас должен быть «хорош» на 10%, а на 90% - «ужасен». Наша конечная цель в том, чтобы нам было неважно финансовое положение клиента. Клиенты в нашем представлении о жизни должны быть «ужасными». Если финансовое положение клиента хорошее, притом, что факторинг – недешевое финансирование, тогда зачем клиенту факторинг – не понятно. Чем клиент «ужаснее», тем большую комиссию он готов заплатить, а риски от клиента по большому счету не зависят.
Например, для новых клиентов (созданных вчера с одним сотрудником), поставляющих хорошим дебиторам, мы устанавливаем лимит – 5 млн. рублей. Если ему нужно большее финансирование, мы уже на него смотрим пристальнее.

- Как изменялись ставки за факторинговое обслуживание в 2009 году и чем была вызвана подобная динамика? Какие факторы, в первую очередь, влияли на их уровень? Какая максимальная процентная ставка возможна? Происходит ли снижение процентных ставок в 2009 году?

- Мы достигли пика ставок в январе 2009 года. Причин было несколько, одна из них - девальвация рубля. Вложения в валюту в этот период приносили очень большую прибыль, по сравнению с которым факторинг с процентной ставкой даже 30% годовых выглядел абсолютной благотворительностью. Не понятно было, зачем делать факторинг, когда можно купить валюту, через время продать и зафиксировать прибыль, например, в 70% годовых, притом, что рисков никаких. Но зато после января 2009 года мы постепенно снижаем ставки, и это делают все наши конкуренты. Их, благо, не так много, но все они делают то же самое. На сегодняшний момент ставка упала до 20% годовых.

- Какова была эффективная процентная ставка до кризиса?

- Докризисная ставка (сентябрь) 13-15% годовых (с комиссиями). Номинальная ставка могла быть и ниже 10%. На мой взгляд, процесс снижения ставок по факторингу сегодня остановился, а если он и будет продолжен, то лишь на 1-2 п.п.

- Какова минимальная процентная ставка в Металлинвестбанке на сегодняшний день?

- Минимально возможная процентная ставка у нас 17%, однако эта ставка предполагает идеальное поведение со стороны дебитора и поставщика. Неидеальное поведение приводит к росту ставок. Максимальная ставка достигается, когда клиент выходит за рамки в наших представлениях о жизни (например, если клиент резко увеличивает объемы поставок). 1 раз в 1,5 месяца мы снижаем ставки. Рынок становится конкурентным. Если в январе ставку с нами не обсуждал никто, то сейчас мы все больше приходим к обсуждению ставок.

- Испытал ли Ваш банк/Ваша компания проблему неплатежеспособности дебиторов? Если да, то в каком объеме?

- Да, дефолты были, но мы были готовы к этим потерям. Дебиторы и до кризиса с такой же частотой теряли платежеспособность. Наверное, даже этот эффект стал меньше, чем до кризиса.

- В отношении каких дебиторов данная проблема наиболее остра и актуальна?

- У нас весь факторинг практически сосредоточен в торговле. Да, мы иногда пускаемся в какие-то рискованные проекты. В результате мы получаем большую комиссию и к нам приходили клиенты, которые в другой ситуации к нам бы не пришли. Часть клиентов оказывается в дефолте, но в каких-то объёмах это должно случаться. Если не позволять этому происходить, то бизнес развиваться не будет.

- Что будут предлагать факторы клиентам (изменится ли формат предложений, услуг)? Появились ли новые "антикризисные" продукты на рынке в 2009 году?

- Это безрегрессный факторинг. Есть очень большой спрос, но не думаю, что факторы будут активно предлагать это своим клиентам. Мы активно идем к наращиванию портфеля по безрегрессному факторингу. Но не думаю, что формат предложения Факторов и сама структура рынка сильно поменяется, по крайней мере, в 2009 году. Есть колоссальный рынок факторинга, на который согласны и клиенты и факторы: это факторинг с получателями бюджетных средств. Но сами получатели бюджетных денег на это не готовы (у них есть запрет на любую переуступку прав требований). Может кто-нибудь на рынке научится это делать, возможно, это будет Металлинвестбанк. Мы работаем над этим, но успехов пока не достигли. Насколько я понимаю, этим пока не может похвастаться никто.

- Каковы основные инструменты привлечения финансирования в период кризиса?

- Мы банк и нам в этом плане проще. У нас инструментов финансирования достаточно. Сейчас такой проблемы как привлечение финансирования в факторинге для банков нет. Скорее, есть проблема переликвидности – проблема размещения средств.

- Что сейчас в Метеллинвестбанке развивается лучше кредитование или факторинг?

- Тенденция последних 2 месяцев – клиенты, относящиеся к малому бизнесу, научились сами подавать документы о собственном банкротстве. Это, конечно, большая наглость. Такого даже в разгар кризиса не случалось. Почему это происходит. Государство сосредоточилось на выполнении социальных функций и требует того же от бизнеса. Поэтому клиенту проще подать заявление о банкротстве и оставшиеся деньги пустить на выплату заработной платы и пособий и не расплачиваться с кредиторами, нежели чем людей распустить без выходного пособия. Эту ситуацию поддерживает все, начиная от органов муниципальной власти, заканчивая прокуратурой. Наверное, со стороны государства это правильно. У нас есть клиенты, которые как получают факторинговое обслуживание, так и имеют кредит в банке. Если такой клиент банкротится, то кредит мы вынуждены полностью списать. Факторинг в этом плане выглядит намного привлекательнее за счет возможности взыскания задолженности с дебитора. Таких ситуаций у нас за последний месяц случилось 3. За 10 предыдущих лет не было ни одного. Поэтому факторинг у нас выглядит как менее рискованный вид бизнеса. Однако факторинг требует больших операционных расходов.

- Какие Факторы на Ваш взгляд уйдут с рынка и почему?

- Кандидатов на выход я не вижу. Однако есть другая тенденция, когда крупные банки начинали факторинг, а потом его заканчивают. Факторинг – это микро – менеджмент. Если в банке привыкли к «крупным мазкам» (например, установка лимита на клиента в размере 100 млн. долл.), теперь представьте себе, что эти же 100 млн. долл. нужно выдать по 13 585 руб., а дальше отследить все эти «кусочки». Это очень кропотливая работа. Очень большие банки к этому не приспособлены. Вы не можете делать это высококачественным персоналом, не будет экономического смысла. Если нет привычки экономить каждую копейку, тогда факторинг не будет привлекательным даже без учета убытков от дефолтов. Думаю, что крупные банки органически к этому не приспособлены. Однако для специализированных факторинговых компаний возможны проблемы с привлечением финансирования. Рынок финансовых институтов воспринимается со стороны инвесторов ещё не очень позитивно, кроме того стоимость пассивов для специализированных факторов выше. Не имея спонсора в лице материнской компании, который может предоставлять финансирование под низкие проценты, факторинговые компании вынуждены повышать ставки до 30%, беря под эти проценты не самые качественные риски. Что приводит к росу потерь. Я считаю, что в России Факторинг – это банковский бизнес. Да, формально он может быть выведен за баланс банка. Однако я не вижу перспектив специализированных факторинговых компаний.

- Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 2009 и 2010 году.

- Думаю, что рынок по итогам 2009 года не упадет. Однако полагаю, что высокорискованного факторинга в объемах рынка уже не будет. Или он будет присутствовать в качестве гомеопатической добавки. Большая часть сосредоточится в низкорискованнх продуктах. 2010 год находится за горизонтом планирования.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!