Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Перелом на рынке потребкредитования

Это только начало

Ольга Гришина Рассуждать о снижении популярности потребкредитования преждевременно. Да, можно говорить об окончании эпохи легких денег, зарабатываемых банками на привлечении первых клиентов, однако до насыщения рынка ещё очень далеко. Рынку потребительского кредитования всего 4 года, и его объем, по данным ЦБ, составил на начало 2006 года, 1,2 трлн руб. или 5,4% ВВП. Уровень развития потребительского кредитования в других странах находится на порядок выше: в США — 92%, в Германии — 60%, в странах Восточной Европы 15-20%. Потенциал рынка огромен. Банки только вступают в серьезную конкурентную борьбу за постоянных клиентов.

Скорее можно говорить о том, что розничный банковский рынок в России становится более цивилизованным. Лидеры рынка — "Русский Стандарт", "ХКФ-банк" — переводят операции по беззалоговым кредитам (порядка 80% всего рынка потребкредитования) на карточные кредиты. Кредитные карты являются хорошей альтернативой небольших по размеру кредитов: кредитов в магазинах, кредитов на неотложные нужды в банках, экспресс-кредитования наличными. "ХКФ-банк" практически компенсировал уменьшение портфеля потребительских кредитов ростом займов, выданных через карты. Доля карточных кредитов в кредитном портфеле "Русского стандарта" возросла с 31% (на 1 июля 2005 года) до 62% по итогам этого полугодия, при этом чистая прибыль банка за январь-июнь возросла по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. более чем в 2,8 раза. И экспансия в сегменте пластиковых карт сыграла далеко не последнюю роль в приросте прибыли.

Пластиковые карты с возобновляемым кредитным лимитом удобны как банку, так и клиенту. В случае открытой кредитной линии у клиента нет необходимости получать одобрение каждый раз, когда ему требуются деньги. А банк имеет возможность снизить трансакционные издержки, связанные с предоставлением кредита наличными.

В Америке, где значительная часть населения живет в кредит несколько иные проблемы. На настоящий момент в обращении находятся почти миллиард кредиток, т.е. рынок кредитных карт переполнен, что делает дальнейший рост большой проблемой. Банки стараются привлечь клиентов за счет новых технологий. Так, например, Bank of America предлагает кредитную карту, которая использует в основе радиочастотный чип. Ее не нужно вставлять в автомат, чтобы сделать транзакцию. Владелец такой карты может просто помахать перед специально оборудованным считывающим устройством и все — покупка сделана. Также американцы могут использовать свои мобильные телефоны вместо кредитных карт для оплаты за еду, напитки и различные товары в некоторых городах Америки. Телефоны также оборудованы радиочастотными чипами. Возможно, в будущем кредитные карты смогут заменить iPod и даже отпечатки большого пальца.

Ольга Гришина, эксперт отдела банковских рейтингов

Все понимают, что пора остановиться

Ирина Велиева Похоже, что эпоха бурного роста рынка потребительского кредитования близка к завершению. Объемы выданных кредитов по-прежнему будут увеличиваться, но не столь стремительными темпами. Свидетельствующие об этом факторы возникли и со стороны спроса, и со стороны предложения.

Спрос на потребительские кредиты близок к насыщению. За последние годы ритейловым банкам удалось преодолеть финансовый консерватизм значительной части российских граждан. В результате, при среднемесячной зарплате $300 на душу населения, средний уровень задолженности сегодня составляет $266 (как показывает опыт других стран, близость этих показателей свидетельствует о том, что рынок из стадии роста перешел в стадию зрелости). Многие уже имеют обязательства перед банком, а, следовательно, на время "выпали" из целевой аудитории получателей потребительских кредитов. Кроме того, постепенно приходит осознание, что "быстрый" кредит — не обязательно самый лучший с точки зрения условий. Ведь банки, занимающиеся экспресс-кредитованием, не уделяют должного внимания оценке платежеспособности потенциального клиента, и работают по схеме "хорошие заемщики платят за плохих". Наконец, в скором времени будет введен в действие механизм личного банкротства, и для возбуждения дела о банкротстве гражданина будет достаточно, чтобы он задолжал банку свыше 10 тыс руб. долга и просрочил платеж более чем на три месяца.

Кроме того, по признанию многих наблюдателей, уровень кредитных рисков в российской банковской системе один из самых высоких в мире. Хотя многие игроки рынка розничных кредитов демонстрируют низкие показатели просроченной задолженности в клиентских портфелях, реальный уровень невозвратов, по некоторым оценкам, близок к 20%. Думается, что лидеры осознают степень рискованности бизнеса (поэтому и сокращают представительства в торговых точках), однако всеми силами стремятся сохранить высокие темпы роста кредитных портфелей, прежде всего за счет выпуска пластиковых карт. Позволит ли это снизить кредитные риски банка по частным заемщикам? С одной стороны, да, поскольку пластиковые карты выдаются, как правило, людям, с которыми банк уже имеет опыт взаимодействия. С другой стороны, было доказано, что к "карточным" долгам заемщики относятся менее обязательно. Экономист Тодд Зивицки из Университета Джорджа Мейсона, объясняя аномальный рост числа личных банкротств в США в начале 1980-х гг., в качестве одного из базовых факторов выделил "обезличивание" долгов. Получение потребительского кредита в банке предполагает как минимум собеседование (т.е. личный контакт), а долг по кредитке полностью обезличен. По мнению Мейсона, это снижает чувство ответственности должника, и делает его менее обязательным. Если выводы американского экономиста верны, то стратегии розничных банков только закрепят существующие тенденции — рост задолженности физических лиц и ухудшение качества кредитных портфелей.

Ирина Велиева, эксперт отдела банковских рейтингов

 


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!