Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Антон Мусатов, Заместитель Председателя правления Банка НФК (ЗАО)

Мусатов Антон Игоревич

– Как изменился рынок за прошедший год? Какие события и тенденции бы вы тенденции выделили бы в качестве основных для 2008 года начало 2009 года?

– Направляясь на встречу с вами, испытывал с одной стороны определенную радость и гордость за то, что сама по себе тема риск - менеджмента в факторинговых компаниях стала актуальной и значимой не только для участников рынка, но и для представителей СМИ, рейтинговый агентств и прочих аудиторий, с которыми нам приходится контактировать, но с другой стороны – грустно, что для этого все же должны были произойти те отрицательные события для рынка факторинга, о которых мы ранее постоянно предупреждали. Если проследить в динамике все исследования, проведенные Эксперт РА и публикации в других изданиях, то можно невооруженным взглядом увидеть, что неизменным блоком вопросов, на который мы обращали внимание, являлся качественный сервис и специализированный факторинговый риск-менеджмент. На протяжении последних трех лет я ощущал себя некоторой «белой вороной» или «чужим среди своих», рассказывая про основные риски в факторинге основанные на международном опыте и практике факторинговых отношений и о возможных потерях вследствие пренебрежения элементарным процедурам специализированного факторингового риск-менеджмента, но был не услышан… или меня не хотели слушать. События последних шести месяцев подтвердили, к сожалению, для имиджа рынка факторинга, то, о чем так долго со своей стороны мы говорили – безудержный рост в ущерб рискам в факторинге до добра не доводит. Хотя тема риск-менеджмента уже становится несколько заезженной, и меня настораживает, есть ли все-таки понимание у участников рынка того, что стоит за словами «риск-менеджмент в факторинге», но в любом случае прогресс в этом вопросе сейчас очивиден.

– Таким образом, у НФК ничего не изменилось, а у других участников рынка возросла важность риск-менеджмента?

– Наверное, так некорректно говорить, что у нас ничего не изменилось. Те события, которые случились на рынке в частности и в экономике в целом, внесли свои коррективы и в наши подходы. Мы еще больше укоренились в правильности «классических подходов» с точки зрения управления рисками в факторинге. В 2008 году мы провели селекцию портфеля, что было продиктовано желанием уберечь себя от возможных потерь. По большому счету мы еще больше привели наш факторинговый портфель к стандартам качества с точки зрения управления рисками в международном понимании, отказавшись от возможной некоторой докризисной либеральности. Сейчас есть еще большее осознание, что для факторинга есть некоторый набор обязательных мероприятий защиты и предотвращения рисков, которые должны быть в любом случае.

– Как изменился рынок факторинга за прошедший год?

– Рынок за прошлый год изменился существенным образом. Хочется надеяться, что участники рынка все же осознали важность работы по выстраиванию специализированного риск-менеджмента в факторинговой компании. Эту точку зрения подтверждает то, что некоторые участники рынка приостановили операции факторинга, а некоторые приостановили свою деятельность и перешли на другие направления или бренды.

В немалой степени результаты работы участников рынка можно увидеть на сайте арбитражного суда. Становятся понятны истинные причины поступков тех или иных игроков. Безусловно, мы тоже там присутствуем. Но отличие нашей процедуры взыскания состоит в том, что мы деньги в первую очередь взыскиваем и получаем не с клиентов, а с дебиторов. То есть это означает, что наши методы взыскания, связаны не с процессом истребования задолженности по факту возможного мошенничества клиентов, а с планомерной работой с кредитными рисками, которые возникают в нормальных факторинговых компаниях, которые при этом на кредитном риске зарабатывают.

У нас довольно-таки высокая доля работы по операциям факторинга без регресса. В чем исключительная особенность - когда возникает кредитный риск дебитора, мы выплачиваем клиенту поручительство за дебитора, но надо понимать, что с клиентами у нас сохраняются нормальные взаимоотношения, по этому клиенту мы продолжаем получать доход за счет работы с другими дебиторами. Это является нормальной работающей практикой, когда при работе с клиентом по операциям без регресса, Фактор где-то теряет, где-то зарабатывает, но, безусловно, должен иметь положительно текущее сальдо.

Когда же Фактор подает в суд на клиента, а не на дебитора, он дальше уже не зарабатывайте на нем. Вскрывается, как правило, мошенничество клиента, фиксируется убыток, и прекращается работа с клиентом. Если даже вы посмотрите на списки тех, на кого подают в суд другие участники рынка, то увидите там в большей степени иски о взыскании задолженности за исполнение обязательств клиентов по договору факторинга. Косвенно это может указывать как раз на то, что дебиторскую задолженность не удалось собрать, по причине того, что она может быть в действительности некачественной.

– Есть проблема в мошенничестве и есть проблема, которая связана с кредитным риском дебитора. Вот сейчас в текущих условиях какая проблема более важная?

– И та и другая, безусловно. Но в текущий период времени они могут становиться некоторым образом взаимосвязаны. Я поясню. В некоторых отраслях, например, строительстве или металлоторговле существенно возросли отраслевые риски. То есть когда одновременно у пула дебиторской задолженности, уступленной клиентом, по некоторому количеству дебиторов, или даже по большей части, возникает кредитный риск – дефолт дебиторов. Дебиторы перестают оплачивать поставки, у клиента возникает существенный кассовый разрыв, потому что какая бы компания не была благонадежная, с точки зрения пользования заемными деньгами, у клиента уже в свою очередь возникает ограничение на возврат массового регресса. С этой точки зрения большое количество кредитных рисков у дебиторов может провоцировать уже риски мошенничества клиентов, как появления мотива у клиентов на неправоправные действия в отношение Фактора. Поэтому сейчас сначала может идти отраслевой риск, потом кредитный риск дебиторов, который в свою очередь может выражаться в риске мошенничества клиентов.

– За последние полгода мы, наверное, увидели 2 разрушения конструкций.

– А лучше бы не видели.

– Не могли бы Вы прокомментировать, почему рухнула одна конструкция и другая?

– Наверное, все те комментарии, которые мы давали на протяжении 2-3 лет в той или иной форме предупреждали участников рынка о том, что такие ситуации могут быть. Вряд ли, я думаю, что люди, которые работали в этих компаниях, не понимали рисков, с которыми они работали. Нормальный факторинговый риск-менеджмент очень сильно ограничивает экстенсивный рост. То есть в какой-то степени он может противоречить бизнес модели, которая изначально была в таких компаниях, поэтому что-то из риск-менеджмента было принесено в угоду роста. Самое главное, о чем бы хотелось сказать – то, что произошло, не проблема факторинга, не болезнь рынка. События, которые происходят с отдельными участниками рынка, это события которые происходят только для отдельных участников рынка. И это не только опыт России. Великобритания прошла болезненный рост в 2001 - 2002 годы, были некоторые сложности и в 2005-2006, да и вообще в той или иной степени, на мировом рынке факторинга, такие встряски случаются.

– Для клиентов и для инвесторов очень важна надежность факторинговых компаний, потому что это долгосрочные отношения. По каким признакам можно определить, что факторинговая компания надежная, не «залезая внутрь» компании?

– Насколько странным не показался бы ответ, это средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности в факторинговой компаний. Наш текущий уровень средней оборачиваемости дебиторской задолженности около 50 дней. Из года в год он растет по одному - по два дня в год. На наш взгляд оборачиваемость в 80-90 дней на рынке малого и среднего бизнеса – нетипична. Тут важно понимать, что на среднюю оборачиваемость дебиторской задолженности влияет и уровень просроченной задолженности.

Так же показателем зрелости факторинговой компании является доля безрегрессного факторинга в объеме оказываемых услуг. Чем соответственно выше эта доля, тем выше качество процедур (организации бизнес процессов). Потому что Фактор готов принимать на себя кредитный риск дебиторов, не прикрываясь регрессом к клиенту. Соответственно, если он готов это делать, он также адекватно управляет рисками при регрессном факторинге. В принципе это как некий показатель наличия развитой инфраструктуры. Однако, не всегда безрегрессный факторинг на самом деле таковым является. Во-первых, можно перестраховать договоры безрегрессного факторинга, а во-вторых, можно выдавать регрессный факторинг за безрегрессный. Некоторые факторинговые компании заключали договор с клиентами без регресса, то есть покупали дебиторскую задолженность, но дополнительно заключали договор попечительства клиента за дебиторов. Т.е. формально есть клиент с договором без регресса, но вторым договором покрывается риски дебиторов. Все остальные признаки – результат более пристального анализа.

– Спасибо за интервью!


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!