Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Михаил Окунев, начальник банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк»

Окунев Михаил Алексеевич

– Как изменился рынок за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для 2008г. (начало 2009г.)?

– Самый отчаянный игрок на рынке перестал существовать. Это уже хорошо, рынок смотрел на него и говорил: «Есть ФК «Екрокоммерц», который берет все у всех, ни о чем не спрашивая, замечательная компания, деньги по факсу, очень хорошо». По сравнению с компанией Еврокоммерц мы выглядели немножко тускловато. Произошла глобальная переоценка рисков. На мой взгляд, мы относились больше к полюсу консервативных участников рынка, и сейчас у всех подход к оценкам рисков стал как минимум не менее жесткий, чем у нас. В этом плане такое произошло отрезвление в 2008 году, но в 2009 уже началось оживление на рынке, мне кажется. Поток клиентов, которые до этого не знали, будут они жить или не жить, определились. Многие решили не жить, но те, кто решили продолжать развивать бизнес, как-то начинают существовать в новых реалиях. Ну и, конечно, стоимость денег и плата за риск очень сильно возросли.

– Каких успехов достиг Ваш банк в 2008г., и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

– Мы всегда нацеливались на то, чтобы деньги получить от дебитора, а не от поставщика - нашего клиента. Наши базовые дебиторы, слава богу, чувствуют себя хорошо.

Основная сложность в том, что ставки растут, а бизнес не готов к такому росту ставок. Психологически очень тяжело перейти со стоимости денег, которая была на уровне 12-14%, и осознать, что сейчас деньги стоят 20-25%, а для некоторых и 30% - это довольно значительно. Понимание среди клиентов, того что деньги стали объективно дороже, и нам с этим жить придется довольно долго - вот этого пока нет. В этом основная сложность.

– Какое влияние оказал финансовый кризис на факторинговый рынок в России в целом и на деятельность вашего банка/вашей компании?

– Я считаю, что кризис оказал на рынок оздоравливающий эффект. Доступность денег снизилась, и клиент готов рассматривать такой более сложный инструмент как факторинг. Спрос повысился. Но факторингом по-прежнему пользуется малый и средний бизнес. Крупные компании не пользуются факторингом, это скорее исключение, а для многих предприятий малого и среднего бизнеса на сегодняшний момент это единственный способ финансирования.

– Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в связи с кризисом? Как изменилась политика Вашего банка в этом отношении (ставки, выдачи, новые клиенты и т.д.)?

– Стали жестче. В отношении уровня кредитной нагрузки на клиента. Кроме того, если раньше на этапе рассмотрения клиента, на недвижимость, пусть даже купленную на кредитные деньги, мы смотрели позитивно, теперь это такой минус, который очень многих тянет на дно. И, к сожалению, рост рынка недвижимости заставил многих клиентов купить что-нибудь на кредитные деньги, а теперь: а) они его не могут продать, б) текущий бизнес еле-еле позволяет обслуживать долг. При невысоком уровне кредитной нагрузки, мы фактически не поменяли своих требований к клиенту.

– Опишите, пожалуйста, портрет идеального клиента с учетом сегодняшних реалий.

– Идеальный клиент это малый и средний бизнес, без набранных кредитов, не занимающийся строительством и игрой на рынке ценных бумаг.

– Как изменялись ставки за факторинговое обслуживание в 2008 году? Какие факторы, в первую очередь, влияли на их уровень? Какая максимальная процентная ставка возможна?

– Ставки выросли. Выросла стоимость денег для заемщика. На сегодняшний день она около 25%, из них стоимость финансирования выросла с 8 до 15%, то есть на 7%, а стоимость факторинга выросла с 3-4% до 9% годовых. Можно сказать, что плата за риск выросла в 2-3 раза.

– Испытал ли Ваш банк/Ваша компания проблему неплатежеспособности дебиторов? Если да, то в каком объеме? В отношении каких дебиторов данная проблема наиболее остра и актуальна?

– Сталкивались. Здесь нужно различать неплатежеспособность дебиторов и откровенное нежелание дебиторов платить. На наш взгляд уже произошел некий водораздел, то есть разделение на платежеспособных и неплатежеспособных дебиторов, теперь эта проблема так остро не стоит. Важно понять, кто платит, и продолжать с ними работать, а кто не платит, и с ним не работать.

Все, кто занимается факторингом, понесли потери. Я считаю, что потери, которые несут Факторы абсолютно адекватные, это плата за понимание того, кто дальше будет жить. Те, кто решили существовать в новых реалиях, решили жить в таком формате: они могут не платить банкам, не гасить облигации, но за товары расплачиваются. Тут мы выступаем в роли представителя поставщика. Если с банками можно вести бесконечные разговоры о реструктуризации, то если полки оголяются, уже ни с кем ни о чем разговоры вести невозможно. По нашим ощущениям, ситуация такая, что, если бы мы с какой-либо сетью выступали в качестве кредитора, нам, наверное, навязали бы условия реструктуризации, а поскольку мы выступаем на стороне множества маленьких поставщиков, то здесь худо-бедно с нами расплачиваются, даже если мы понимаем, что сеть находится в плачевном состоянии. С нами очень тяжело договориться не потому что мы такие несговорчивые, а потому что у нас эпизодов на миллион рублей может быть больше сотни, т.е. по 10 тысяч рублей. Договариваются о реструктуризации, когда речь идет сотнях миллионов или миллиардах. Безусловно, есть дебиторы, которые уже ни с кем не расплачиваются – и здесь мы в общей лодке. Кроме того, у нас есть еще поставщик, мы можем обратиться к нему, поскольку большую часть факторинга делаем с регрессом.

– В настоящий момент в связи с кризисом на рынке факторинга происходит ряд серьезных изменений: некоторые средние и мелкие игроки ушли с рынка, у крупных игроков финансовые проблемы и как следствие на рынке существенный недостаток ликвидности, большинство факторов прекратило или существенно ограничило объемы финансирования. Скажутся ли эти явления на имидже факторинга?

– Мы с этой проблемой не сталкиваемся. А проблема финансирования факторинга для нас не стоит остро, поскольку мы банк и факторинг в отдельное направление не выделяем. ЦБ значительно помогает банкам. В отличие от специализированных факторинговых компаний без банковской лицензии, у нас есть множество инструментов для рефинансирования.

– Что будут предлагать факторы клиентам (изменится ли формат предложений, услуг)? Возможно ли появление новых "антикризисных" продуктов на рынке в 2009 году?

– Нет. Новых продуктов не появилось, если не считать возросший спрос на коллекторские услуги, но мы как-то не чувствуем предрасположенности к выбиванию долгов.

– Какие факторы на ваш взгляд могут уйти с рынка?

– ФК «Еврокомерц» в дефолте, и, на мой взгляд, все те, кто копировали его модель, тоже обречены. Модель поведения такая: берутся риски без особого разбирательства, что это за риски, ни на поставщика, ни на дебитора толком не смотрят, полагают, что все само собой разрешится. Не бывает так.

– Есть такое мнение, что выживут те факторинговые компании, связь которых с банками больше?

– Перспектив независимых факторинговых компаний без банковской лицензии я не вижу вообще. Инструментов по привлечению финансирования мало, и мы в этом финансовом голоде обречены жить несколько лет. Скорее всего, независимые Факторы прибьются обратно к банкам, от которых они отделились, и замечательно будут функционировать.

– Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 2009г.

– Я думаю, что если сравнить середину 2008 года и сегодняшний момент, то мы увидим, что рынок в объемах сократился, большинство участников, понесли крупные потери. Те Факторы, которые остались на рынке, все равно сократили финансирование, потому что отношение к рискам стало жестче. Не все клиенты готовы к такой жесткости, но сейчас они осознали, что другого пути нет, и рынок будет расти, пусть и не такими темпами как раньше. И я не удивлюсь, если объемы рынка в середине 2009 года окажутся меньше, чем в середине 2008 года. Медленно, но с другой стороны ответственно, рынок будет расти. Та эйфория, которая царила на рынке, исчезла, и теперь, я думаю, рынок будет расти качественно. Через какое-то время надуется новый пузырь, но, я думаю, это произойдет не раньше чем через 4-5 лет.

– Что наиболее опасно для факторинга дефолт дебиторов или мошенничество?

– С мошенничеством все борются крайне ответственно. Дефолты дебиторов, на мой взгляд, куда более важны сейчас.

– Спасибо за интервью.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!