Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Елена Махота, член правления, вице-президент, руководитель блока «малый, средний и розничный бизнес» ОАО «Промсвязьбанк»

Махота Елена Владимировна

– Как, по-вашему, сказались события 4-го квартала 2008 года на кредитовании малого и среднего бизнеса?

– Сокращение объемов кредитования началось в сентябре прошлого года, сейчас многие банки восстановили свои программы кредитования, но, к сожалению, сам рынок сжался. Соответственно, потребность в кредитных ресурсах на рынке стала меньше, чем она была, допустим, в августе. Это связано с тем, что количество работающих компаний стало меньше. На мой взгляд, в этом году рынок продолжит сжиматься, уменьшится доля региональных участников рынка, которые сейчас не кредитуют, и увеличится доля федеральных. Тенденция к повышению процентных ставок, которая наметилась в четвертом квартале, сохранится, тем более, если снова начнутся проблемы с ликвидностью. Кроме того, банки закладывают в ставки ту дефолтность, которая уже есть на рынке и которую нужно за счет чего-то окупать. Объемы залогового финансирования и сроки кредитования будут сокращаться, потому что длинных денег нет. Условия для заемщиков будут более жесткими.

– Каковы сейчас реальные средние ставки на рынке?

– 22–30%. Больше 30% мало кто делает. Получается достаточно широкий диапазон, потому что у каждого банка своя стратегия развития.

– Как Вы оцениваете объемы рынка в 2008 году? Какие объемы ожидаются в 2009 году?

– Объем рынка кредитования малого и среднего бизнеса в 2008 году составил примерно 40-60 млрд долларов. Уменьшение кредитного портфеля наблюдается у региональных игроков. С другой стороны, федеральные банки не ставят себе задачу наращивать портфели. По моим оценкам, объем рынка сильно не уменьшился. Это связано с одной стороны со значительной долей Сбербанка в общем кредитном портфеле МСБ. С другой стороны, малый и средний бизнес – это не тот бизнес, который «сохнет» очень быстро. Портфель МСБ имеет определенную дюрацию – где-то полтора-два года и больше. Соответственно, в 2009 году ожидаемое снижение рынка может быть на 10-15%. Хотя ежемесячный объем кредитования в среднем снизился в два раза. В конце 2008 года банки в основном рефинансировали ранее предоставленные кредиты.

– Как ведет себя государство на этом рынке? Изменились ли в этом году госпрограммы по поддержке малого и среднего бизнеса, через субсидирование части ставок, через поручительство?

– Достаточно активно развиваются региональные фонды, которые предоставляют поручительство за предпринимателей, например, фонды в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тамбове, Белгороде. Во многих других городах эта инициатива также поддержана, вливаются деньги, фонды начинают функционировать. Даже год назад всего этого еще не было. Есть программа субсидирования процентной ставки - в ряде регионов она развивается хорошо. К сожалению, многое до сих пор зависит и в этом деле от конкретных персоналий. Кроме того, есть возможность привлекать средства под целевые программы малого бизнеса через Российский банк развития, которому в рамках государственной поддержки выделена значительная сумма для поддержки МСБ. Что касается активности бизнес-инкубаторов, арендных аукционов и т. д. – то эти инициативы работают в основном в Москве. В России немного субъектов федерации, или муниципалитетов, которые реально активно поддерживают инициативы по малому бизнесу, несмотря на то, что разговоров много. Из регионов, которые активно продвигают малый и средний бизнес, стоит отметить Москву, Санкт-Петербург, Липецк, Екатеринбург, благодаря чему бизнес в этих городах развит лучше, чем в других.

– То есть поддержка МСБ сохранится на том же уровне, что и была, несмотря на кризис?

– Я думаю, будет еще больше.

– Еще больше? Несмотря на сжатие бюджета, на дефицит федерального бюджета?

– Да. Я думаю, что в целевые программы правительство будет вкладывать деньги. Потому что малый бизнес – это те люди, которые формируют платежеспособный средний класс и, по сути, увеличивают платежеспособный спрос, а это и означает развитие экономики: люди начинают вкладывать деньги, начинают покупать. Для тех, кто потерял работу, это возможность заработать при общем сжатии рынка, но для этого им нужно заниматься бизнесом. Поддержка этой отрасли означает, в том числе и борьбу с социальной нестабильностью.

– Насколько, по-вашему, были ужесточены требования к заемщикам малого и среднего бизнеса?

– Значительно. Банки ужесточили требования к залогам, многие перестали выдавать кредиты под залог товаров в обороте, как раньше. Введен ряд ограничений по финансовому состоянию заемщика. Что касается срока работы компании: раньше мы кредитовали компании, которые работают на рынке от девяти месяцев, сейчас – от 12 месяцев. Также были выбраны приоритетные отрасли, с которыми мы работаем. Отрасли строительные, лесозаготовка, посредники, товары класса luxury мы кредитуем очень осторожно. Мы стали больше кредитовать предприятия, торгующие товарами первой необходимости, пищевые производства и т.д. То есть то, что будет востребовано, даже если кризис и дальше будет углубляться.

– Появились ли какие-то крупные игроки на этом рынке в 2008 году?

– В 2008 году – нет. Сейчас выходит на этот рынок НОМОС-БАНК, но мы пока не чувствуем конкуренции, и, думаю, не почувствуем, потому что время сейчас, конечно, тяжелое для выхода на рынок. Укрепили свои позиции ВТБ-24, КМБ-банк. Уралсиб и Росбанк проводили достаточно умеренную политику в отношении кредитования малого и среднего бизнеса. С рынка ушло очень много мелких игроков, которые раньше активно развивались.

– Часть региональных банков переориентировалась с кредитования физических лиц на малый и средний бизнес. Считается, что здесь меньше уровень риска и его проще посчитать. Какой примерно уровень рентабельности в этом направлении, какая процентная маржа получается?

– Рентабельность у нас положительная, и это хорошо, потому что по розничным продуктам сейчас у многих банков, особенно развивающих сети, рентабельность бывает отрицательная.

– А какое у вас ощущение средней просрочки по рынку, именно по МСБ?

– До кризиса просрочка была на уровне полутора процентов. С развитием кризиса она увеличилась по разным банкам до 3–6%.

– Что будет в среднесрочной перспективе?

– Думаю, что 4-5%, поскольку многие компании, у которых было слабое финансовое положение, либо закредитованность, либо они работали в проблемных отраслях, уже вышли на просрочку. Именно потому резкого роста просроченной задолженности я не ожидаю.

– Какие кредитные продукты сейчас наиболее востребованы малым бизнесом?

– В основном берут деньги на пополнение оборотных средств, закрытие кассовых разрывов. Инвестиционные проекты реализуют только компании, которые их начали и не успели их закончить. Новых инвестпроектов с нуля нет. Старт-апы, открытие нового бизнеса встречаются крайне редко. В основном люди стараются поддержать тот бизнес, который у них есть, и максимально этот бизнес обезопасить. Заемщики, которые раньше собирались брать кредит, сейчас, видя нестабильность на рынке, предпочитают за ним не обращаться. Это тоже объективная реальность. Они не могут спрогнозировать, что у них будет со спросом, они не могу построить нормальную бизнес-модель, соответственно, просто предпочитают не кредитоваться.

– То есть спрос со стороны заемщиков сжимается?

– Конечно, он сжимается, потому что бизнес у заемщиков сжимается.

– Что сейчас предпочтительней, признавать кредит проблемным и начинать взыскание, или же стараться его пролонгировать, то есть поддержать заемщика?

– Для банков, для нашего – в особенности, сохранение бизнеса клиента и поддержание нормальных отношений всегда было задачей номер один. Поэтому, если мы видим, что заемщик не мошенник, что он хочет платить, но у него временные проблемы в бизнесе – значит, мы будем с ним разговаривать, реструктурировать ему ссуду. Если мы видим, что заемщик платить не хочет, прикрываясь кризисом, и такие сейчас есть, то, значит, будем подавать на него в суд, использовать иные меры взыскания.

– То есть в первую очередь вы стараетесь идти навстречу заемщику?

– Нет, мы стараемся в первую очередь оценить ситуацию и после этого принять решение. Банк это не залоговый аукцион, не ломбардная контора, и поэтому, если заемщик готов платить, банку нет никакого смысла арестовывать имущество и потом его реализовывать при пониженном спросе. У банка задача – получить проценты и вернуть кредит.

– Какими вы видите свои конкурентные преимущества перед остальными банками на этом рынке?

– Сейчас, как и до кризиса, мы предлагаем широкую линейку востребованных кредитных продуктов, которой у многих нет. Мы очень активно работаем с партнерскими организациями, что нам позволяет достучаться до заемщиков, у которых есть потребность приобрести оборудование, транспорт и так далее. Заемщики идут к нам через партнеров, которых, как правило, делают им скидки, потому что работают с нашим банком. Надежность и устойчивость банка, безусловно, являются важными факторами для заемщиков, они уверены, что их кредит не будет передан по цессии, им не изменят условия кредитования. Я считаю, что это один из важных моментов. И естественно, клиентский подход – то, что сейчас многие банки теряют, прикрываясь тем, что на дворе кризис: мол, клиенты сами придут. Клиенты действительно придут завтра, но послезавтра кризис закончится, и никто никуда не придет. Вспомнят о том партнере, о том банке, который сумел поддержать с клиентами хорошие отношения. Поэтому мы про свой клиентский подход, который, в общем-то, позволил построить наш бизнес, никогда не забываем, даже в период кризиса.

– А вы сотрудничаете с брокерскими кредитами на местах, в регионах?

– Сотрудничества с точки зрения подписанных соглашений у нас нет. Но договоренности с брокерами и заявки, которые мы от них получаем – есть. Мы такой канал продаж используем, но он не является активным. Заемщики предпочитают обращаться непосредственно в банк, так как преимущества работы с брокерами не совсем очевидны.

– Как в Вашем банке выстроена процедура принятия решений по кредитованию? Используется ли скоринг?

– Мы используем программы кредитования. Это не совсем скоринг, потому что, по моему глубокому убеждению, российский бизнес пока к скорингу не готов. Он будет готов к скорингу в чистом виде, когда у всего малого и среднего бизнеса будет только официальная отчетность, когда будут единые хранилища залогов, в НБКИ будут своевременно, а не с задержкой в 2-3 месяца подавать информацию абсолютно все банки, и эта информация будет адекватна, – тогда можно делать скоринг. И то для небольших сумм, может быть, до двухсот, или как в Европе, до трехсот тысяч евро. В нынешней ситуации, банки, которые декларируют скоринг, на самом деле не используют его в чистом виде. Все равно это некая программа кредитования, которая включает в себя правила поведения для заемщиков – поведенческий скоринг, и его финансовое положение. Финансовое положение очень многие банки оценивают по классической системе в рамках использованного ранее подхода ЕБРР, когда надо выезжать на место ведения бизнеса заемщика и так далее. А кто этого не делает, тот по таким клиентам имеет очень высокую просрочку – порядка 25%. Мы используем классический умеренно консервативный подход, у нас есть программа кредитования, набор правил. Заемщики либо соответствуют этим правилам, либо нет. И, соответственно, если заемщик соответствует правилам, мы понимаем, что по этим заемщикам закладывается определенный уровень дефолтов с учетом поправки на кризис, и, исходя из этого, определенная цена продукта.

При принятии решения обращается внимание на три вещи. Первое: отрасль и положение в ней заемщика, его конкурентные преимущества и положение на конкретном локальном рынке. Второй момент: опыт менеджмента – конкретно в этом бизнесе и вообще. Организация работы внутри, организация работы с поставщиками и клиентами. И третий момент, естественно, финансовое положение. То есть, цифры, которые говорят о чистой прибыли, балансе, о залогах, которые можно выделить как отдельный четвертый блок.

– Какая из них все-таки доминирует при принятии решения?

– Доминирует финансовое положение.

– А качественные параметры?

– Качественные параметры могут либо усиливать финансовое положение, усиливать позитивное мнение о заемщике, либо корректировать его. Но если у заемщика плохое финансовое положение, даже если есть хорошие залоги, мы не будем кредитовать. Точно так же, если у заемщика хорошее финансовое положение, но нет залогов – вопрос, куда он вкладывает свои средства, и почему у него при таком хорошем финансовом положении отсутствуют какие-то активы.

– Каков примерно средний дисконт, которым вы пользуетесь при оценке залогов?

– Сейчас он составляет 40-50%. Опять же, это поправка на кризис, потому что активы в цене падают, прогнозировать то, сколько будут стоить активы, никто не берется. Есть миллион версий, сколько будет стоить недвижимость. И даже если она столько стоит, можно ли ее продать?

– Сейчас рынок стоит, по большому счету.

– Именно поэтому мы и рассматриваем прежде всего финансовое положение заемщика: что это за заемщик, с чего он будет возвращать деньги банку.

– Какие ресурсы вы привлекаете для развития кредитования МСБ?

– Мы стараемся привлечь абсолютно все доступные банку ресурсы, в том числе целевые программы, финансируемые ЕБРР и другими организациями.