Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Ларисой Беляевой, Директором Департамента малого бизнеса КМБ-Банка

Беляева Лариса Евгеньевна

I. О рынке

– Насколько сильно сказался очередной виток кризиса на кредитовании МСБ? Ваши оценки объемов, темпов роста, тенденций развития?

– Безусловно, влияние очень сильное. С одной стороны растет просроченная задолженность, так как ведь и у клиентов тоже кризис, с другой стороны существенно уменьшился спрос на кредитные продукты, так как многие клиенты заняли выжидательную позицию.

Думаю, что в этом году в среднем портфели основных игроков на этом рынке будут падать до начала лета, затем если ситуация будет выглядеть более стабильной по сравнению с той которая была в начале года, то рост составит в целом не более 30 % к портфелям на начало года. Это я думаю будет самый оптимистичный прогноз развития. Пока ситуация остается достаточно напряженной, думаю, Банки не будут готовы до конца года делать какие-либо послабления в подходе к оценке рисков или в условиях продуктов, хотя ситуация достаточно быстро может меняться, но все же думаю, мы будем работать с «кризисным» вариантом продукта в течении всего года.

– Пытаются ли Банки сейчас сохранить темпы роста портфелей МСБ? (почему?)

– Конечно, все заинтересованы в росте портфеля и получении прибыли. С одной стороны рост просрочки конечно есть, но он все же ниже чем по потребительскому кредитованию. Основные игроки, которые имеют опыт работы в том числе и в кризис, готовы финансировать стабильные компании и предпринимателей.

– Чувствуете ли Вы заинтересованность государства в поддержке кредитования малого бизнеса в трудных условиях?

– Об этом много говориться, и отчасти движенин есть. Но наверное лучше было бы спросить об этом у самих предпринимателей, было бы хорошо иметь Ипотеку для Бизнес помещений – вопрос сейчас обсуждается, законопроект на согласовании, было бы хорошо компенсировать большему количеству предпринимателей % по кредитам получаемым на развитие Бизнеса. Сейчас надо поддерживать тех, кто пытается выжить на этом рынке. О новых говорить пока сложно – кризис покажет, думаю, этот вопрос станет актуальным к концу года.

– Насколько сильно Банки сейчас ужесточили требования к заемщику МСБ (залоги, финансовое состояние и т.д.)?

– Сильно, можно сказать , что условия продуктов вернулись в начало века, т.е. в 2000 -2001 год.

– Какие новые игроки пришли за последний год? Какие ниши они заняли? Убавил ли кризис накал конкурентной борьбы?

– Промсвязьбанк начал программу кредитования малого Бизнеса, более активно стали Абсолют Банк, МДМ Банка и другие участники. По-прежнему Банки стараются идти в малый сегмент, меньше внимания уделяя микро Бизнесу. По поводу конкуренции нельзя сказать, что в течении 2008 года мы сильно ощущали ее, по-моему рынок вырос больше, чем те предложения, которые на нем были.

– Как изменилась рентабельность кредитования малого бизнеса в среднем по рынку по сравнению с предыдущим годом?

– Снизилась – во-первых, из-за стоимости ресурсов, во-вторых из-за роста просроченной задолженности в этом сегменте.

– На какие схемы финансирования малый бизнес сейчас предъявляет спрос?

– Сложно говорить о каких-то схемах. СМИ это бизнес близкий к ретейлу и цели кредитования здесь более чем стандартные. Тенденция вот в чем – большое количество заявок на кредиты для приобретения товара и в меньшей степени на инвестиционные цели. Многие предприниматели «заморозили» проекты развития бизнеса до лучших времен. Сейчас все стараются выжить.

– Ощущается ли на практике ухудшение финансового состояния среднего заемщика (и у новых и у тех, кто уже имеет кредиты на балансе)? Что предпочтительнее сейчас: отнесение ссуды к просроченной, реализация залогового обеспечения и т.д. или же пролонгация в надежде на нормализацию ситуации?

– Сейчас главная задача Банка №1 - помочь клиенту платить по кредиту! Вторая важная задача – работать с клиентом так, чтобы в дальнейшем этот клиент остался с Банком.

Чрезвычайно важно работать с теми клиентами, у которых есть проблемы в Бизнесе, но, которые хотят платить по кредиту. Именно им мы предлагаем различные варианты, в том числе и реструктуризацию. Нужно реально оценивать ситуацию и предлагать варианты, которые могут помочь клиенту, а значит и Банку. В некоторых случаяч это может быть и продажа имущества с целью погашения долгов, но как бы это удручающе не звучало, важно найти тот вариант, который наиболее примлем для обеих сторон. Для этого нужен опыт в таких делах. И у КМБ БАНКа он есть , т.к. Банк уже работал в кризис в этом сегменте и именно такой подход обеспечил нам возможность не только хорошего качества портфеля, но и кредитования в 1998-2000 годах.

II. О банке

– Каковы конкурентные преимущества Вашего банка на рынке кредитования малого бизнеса (чем отличаются кредитные продукты, предлагаемые Вашим банком, от предложений других игроков)?

– Мы по-прежнему продолжаем кредитовать до 7 лет. Сейчас особенно важно показать, что мы несмотря на сложность ситуации являемся стабильным и состоятельным финансовым институтом, рассчитывающим на долгосрочные отношения с клиентами.

– Расскажите о системе оценки предприятий из сферы малого бизнеса в Вашем банке. На что в первую очередь обращается внимание при принятии решений?

– Мы по-прежнему обращаем особое внимание на то, как развивается Бизнес потенциального заемщика. Важным фактором остается персональные качества самого Заемщика, его способность вести Бизнес!

– Какие ресурсы привлекаются для развития кредитования малого бизнеса? По какому принципу выделяются средства, направляемые именно на этот сегмент? (остаточный, целевой и пр.) ?

– Доминирующим направлением деятельности КМБ БАНКа остается кредитование малого и среднего бизнеса, который составляет 90% кредитного портфеля и ресурсов.

– В чем особенности управления кредитными рисками применительно к малому бизнесу?

– В том, что подход к этому сегменту отличается от подходов к другим сегментам. Как я уже говорила, SME это середина линейки банковских продуктов, начиная с retail, и, заканчивая корпоративными клиентами. Середина имеет обычно признаки как одного, так и другого направления деятельности. В этом, с одной стороны, заключается сложность управления, но, с другой стороны, в этих нюансах и заключен успех при оценке рисков.

– Участвует ли Ваш банк в программах микрофинансирования? Видите ли Вы перспективным для себя это направление?

– Сотрудничаете ли Вы с кредитными брокерами в рамках кредитование МСБ? Какие достигнуты результаты?

– нет

– Приходят ли к Вам за «стабилизационными» кредитами?

– Не знаю что это такое?

– Какова политика Вашего Банка относительно залогового обеспечения? Каков средний дисконт к рыночной цене и минимальный уровень покрытия?

– Зависит от множества факторов, начинается с 10 и заканчивается 60% и зависит от вида обеспечения, типа обеспечения и срока его эксплуатации. В течении кризиса мы увеличили дисконты практически по всему ряду залогового обеспечения. И это вполне объяснимо в текущей ситуации.