Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Евгением Курасовым, Заместителем Директора Департамента малого и среднего бизнеса по кредитованию и анализу рисков Промсвязьбанка

– Ощущается ли на практике ухудшение финансового состояния среднего заемщика (и у новых и у тех, кто уже имеет кредиты на балансе)?

– Изменение рыночных условий с IV квартала 2008 года безусловно оказывает влияние на финансовое состояние предприятий малого и среднего бизнеса. Высокая степень неопределенности, снижение потребительского спроса, объемов реализации продукции и услуг, увеличение себестоимости продукции, расходов, неплатежи контрагентов, изменение условий поставки продукции, отказ от предоставления товарного кредита, высокая долговая нагрузка, возможность рефинансирования обязательств, реализация капиталоемких проектов предприятиями малого и среднего бизнеса - все эти факторы напрямую влияют на изменение качества активов банков, увеличение резервов, снижение рентабельности и заставляет банки скорректировать подходы к работе с заемщиками. Особенно это относится к предприятиям малого и среднего бизнеса, работающими в отраслях, наиболее подверженных кризисным явлениям, к компаниям со слабой конкурентной позицией на рынке, нестабильными отношениями с поставщиками и покупателями.

– Что предпочтительнее сейчас: отнесение ссуды к просроченной, реализация залогового обеспечения и т.д. или же пролонгация в надежде на нормализацию ситуации?

– Банк активно взаимодействует с заемщиками на стадии обслуживания ссуд, заранее предупреждая возникновения плохого долга, выступая как полноценный партнер предприятия.

Очевидно, что реализация активов крайне затруднена, а стоимость залогового имущества не может в полной мере покрывать обязательства заемщика, поэтому банк стремиться приходить к общему соглашению с заемщиков на досудебной стадии. В случаях, когда заемщики предпринимают реальные действия по преодолению кризисных явлений, разрабатывается план мероприятий по выходу из сложившейся ситуации за счет изменение графика погашения ссуды, отсрочки погашения основного долга с учетом планируемых поступлений выручки либо реализации проекта, валюты договора, получением предприятием внереализационных доходов, проведением переговоров с дебиторами заемщика, поиск партнеров по бизнесу, что позволяет не доводить ситуацию до судебных разбирательств, сохранить бизнес и закладывает основу для долгосрочных отношений между банком и предприятием.

Конечно, бывают случаи, когда заемщики полностью уклоняются от исполнения обязательств, для покрытия своих потерь банк вынужден реализовывать имущество предприятия через судебные процедуры.

В целом предприятия малого и среднего бизнеса достаточно гибкие и легче реагируют на изменение рыночных условий.

– Насколько, по Вашим ощущениям, выросла доля просроченной задолженности по ссудам МСБ? Пролонгированной?

– Наблюдается увеличение доли просроченной задолженности за последние 6 мес. ориентировочно в 2 раза.

– Каковы Ваши прогнозы по качеству ссудных портфелей МСБ к концу 2009 года (доля просроченной, пролонгированной задолженности и т.д.)?

– Уровень сформированных резервов по итогам 2009 года будет ориентировочно находиться на уровне 6-9%, и в значительной степени зависит от развития текущих тенденций на рынке, качества риск менеджмента конкретного банка и эффективности работы с проблемной задолженностью.

– Насколько изменился в связи с кризисом «аппетит к риску» банков в сегменте МСБ?

– На рынке остается не много активных игроков, многие предпочитают работать только с существующей клиентской базой, работать над качеством сформированного портфеля. Банки, которые считают развитие МСБ приоритетным направлением бизнеса, имеют отлаженные технологии оценки потенциальных заемщиков – предприятий малого и среднего бизнеса и могут оперативно реагировать на формирующиеся тенденции - останутся на рынке и в эти сложные времена.

– Насколько были ужесточены требования к заемщиками МСБ в части финансового положения, залогового обеспечения и т.д.?

– Банк своевременно отреагировал на изменение рыночных условий в IV квартале 2008 года, скорректировав кредитную политику. Скорректированы условия выдачи кредитных продуктов, требования к клиентам, финансовому положению предприятий, принимаемому обеспечению, определены приоритетные группы клиентов и отрасли, наиболее подверженные влиянию рыночных факторов. Изменена политика формирования портфеля в сторону предоставления более доходных продуктов, сокращения средневзвешенных сроков кредитования, сокращения необеспеченных продуктов.

– В чем особенности управления кредитными рисками применительно к малому бизнесу в новых условиях?

– Увеличение контроля деятельности подразделений банка, внедрение функционала риск-менеджеров в точках продаж, выделение функционала по мониторингу текущих лимитов, изменение методик оценки финансового положения, бизнес-рисков заемщиков, системы внутренней рейтинговой оценки, концентрация на клиентах наименее подверженных влиянию текущих рыночных факторов.

– Насколько широко сейчас применяются скоринговые системы в процедурах принятия решения о кредитовании?

– Скоринговые системы ориентированы прежде всего на ретроспективных анализ данных и не позволяют в нынешних условиях качественно прогнозировать деятельность заемщиков. Кроме этого ряд заемщиков со сходными качеством имеют особенности, которые не учитываются при индивидуальном принятии решений о возможности кредитования.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!