Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Михаилом Окуневым, начальником банковского управления АКБ «Металлинвестбанк»

Окунев Михаил Алексеевич

– Каковы, по Вашему мнению, основные тенденции развития рынка факторинга в I полугодии 2008 года?

– В конце 2007 года – первой половине 2008 годов участники рынка встали на путь переосмысления рисков. Факторинг очень долго работал в таких условиях, когда риски не реализовывались: даже самые плохие дебиторы находили средства для погашения задолженности. В конце 2007 года эта ситуация изменилась, мы находимся в самом начале пути массовых дефолтов должников по различным финансово-кредитным продуктам, поэтому переосмысление рисков крайне необходимо. Уровень терпимости к рискам у компаний снизился, а для факторинга финансирование при росте рисков становится более тяжелым, поэтому происходит некоторое снижение объемов и рост ставок по факторинговым услугам особенно для малого и среднего бизнеса.

– Как клиенты относятся к повышению ставок по факторингу?

– Если раньше при работе с региональной торговой сетью, риски которой были выше, чем у крупных московских ритейлеров, мы сталкивались с непониманием увеличения цены, то сейчас разница в 5 п. п. воспринимается нормально. Компании понимают, что если нас в их бизнесе что-то смущает, то ставка будет выше, это плата за больший риск, реализация которого становится более вероятной в текущих условиях.

– Отразилось ли изменение подходов к оценке риска на качестве клиентской базы?

– В текущих условиях при рассмотрении клиента Фактор поступает более принципиально. Если раньше небольшое отклонение по качеству клиента компенсировалось некоторым ростом цены на факторинг, то сейчас клиент, не удовлетворяющий требованиям Фактора, более вероятно получит отказ – факторинговые компании стараются работать с более качественным портфелем.

– Какие события Вы отнесли бы к числу главных успехов факторингового подразделения вашего банка в I полугодии 2008 года?

– Мы росли теми же темпами, что и раньше: примерно на 200% в год. Наш основной рынок – это торговые розничные сети, осознание нашими клиентами преимуществ факторинга можно тоже отнести к нашим успехам. Крое этого мы выстроили качественную систему риск-менеджмента, которая позволяет нам своевременно отследить ухудшение ситуации у дебитора и отказаться от работы с ними, если их положение становится ниже приемлемого уровня.

– Действовали ли какие-либо факторы, ограничивающие рост вашего бизнеса в первой половине 2008 года?

– Выделить факторы, которые оказывали сильное негативное влияние, сложно, скорее, можно сказать, что мы сталкиваемся в своей работе с решением различных рабочих моментов, это нормальный процесс. Единственное, что можно отметить, это низкий уровень развития и дороговизна инфраструктуры в регионах, с которыми мы сталкиваемся в нашем региональном развитии. В регионах при объемах бизнеса в десятки раз меньших, чем в Москве, постоянные издержки почти такие же, как в Москве. Растет стоимость трудовых ресурсов, очень высокая стоимость офисных помещений. Это приводит к тому, что цена факторинга в регионах становится неадекватной, а само развитие регионов оказывается очень дорогим.

– Развитие факторинга в регионах происходит одновременно с развитием банковской сети «Металлинвестбанка»?

– У нас отдельная от нашего банка региональная факторинговая сеть. Наша клиентская база по факторингу на 90% не пересекается с клиентской базой банка. Банк старается выйти в те регионы, где работают крупные предприятия, либо есть потенциальный спрос на банковские услуги у населения. А факторинговое подразделение больше интересует малый и средний бизнес. Кроме этого, мы обращаем внимание на работу в регионах крупных розничных операторов, которых для себя считаем драйверами развития, то есть мы входим в новые регионы вслед за своими дебиторами. Когда мы понимаем, что в регионе работают 3-5 наших крупных дебитора, поднимаем вопрос об открытии в данном регионе нашего представительства. Представительство в регионе обслуживает как наших текущих клиентов, так и занимается активным привлечением новых клиентов. При этом мы не преследуем цель просто расширения сети до 80 регионов, открытие нового офиса происходит только в условиях наличия в нем необходимости.

– Где производится оценка рисков, в регионе?

– Нет, система риск-менеджмента у нас централизованная.

– Какова в текущих условиях ситуация фондирования факторингового бизнеса? Повлияло ли изменение стоимости фондирования на цену факторинговых услуг для ваших клиентов?

– В текущих условиях финансирование для факторинговых компаний стало более ограниченным, привлечение средств на финансовых рынках сейчас сталкивается со значительным ростом стоимости ресурсов. У банков возможностей для финансирования гораздо больше: кредиты ЦБ, средства населения и корпоративных клиентов. Кроме этого, сейчас банки рассматриваются инвесторами как менее рискованные заемщики по сравнению со специализированными факторинговыми копаниями, так как банковский рынок контролируется регуляторами. Если сравнить банк и факторинговую компанию при одинаковом размере валюты баланса, структура активов и пассивов будет совершено разная, банк будет иметь больше возможностей для финансирования своей деятельности. В ситуации кризиса на фондовом рынке терпимость инвесторов к риску снижается, средства перетекают в менее рискованные инструменты – они абсорбируются в банковских депозитах физических и юридических лиц, банк воспринимается как «тихая гавань» в условиях сильной волатильности фондового рынка. В такой ситуации факторинговые компании, активно использующие для финансирования облигационные займы, сталкиваются с проблемой их размещения. Банки же находятся в ситуации избыточной ликвидности, у них растут возможности по финансированию своих клиентов. ЦБ РФ прилагает огромные усилия для расширения возможностей банков финансироваться за счет средств ЦБ.

– Финансирование факторингового направления в банке – одно из возможных направлений использования имеющихся ресурсов. Как в условиях кризиса происходит внутреннее перераспределение ресурсов, факторинговое подразделение получает финансирование в достаточном объеме?

– Для банка при распределении внутренних ресурсов факторинговое направление является достаточно привлекательным. Мы финансируем уступленные денежные требования в основном малого и среднего бизнеса, но при этом имеем дело с рисками достаточно крупных дебиторов. В такой ситуации кредитный риск покупателя выше, чем кредитный риск его дебитора. В итоге мы даем возможность клиенту получить финансирование по ставке ниже товарного кредитования, понимая, что берем на себя сравнительно меньший риск дефолта дебитора. Очевидно, что кредитование торговой сети напрямую менее доходная операция, чем предоставление финансирования поставщику, для которого данная сеть является дебитором. Поэтому в банке факторинговое подразделение получает финансирование в необходимом объеме.

– В период проблем с ликвидностью на российском рынке клиенты факторинговых компаний были вынуждены привлекать к финансированию другие Факторы. Насколько серьезно произошло перераспределение клиентской базы, обновилась ли база вашей компании? Что сейчас в большей степени способствует повышению уровня лояльности клиентов?

– Да, действительно, у нас появились новые клиенты, которые ранее обслуживались у других Факторов. И приток таких клиентов стал более активным по сравнению с предыдущими периодами. Смена Фактора связана, как правило, со значительным удорожанием стоимости услуг или же с тем, что Фактор не может профинансировать клиента.

Для наших клиентов преимущество факторинга в нашем банке также достаточно очевидно. Во-первых, в текущих условиях он гораздо выгоднее по сравнению с кредитованием малого и среднего бизнеса, где ставки сильно выросли, а во-вторых, цены на факторинговые услуги у банков ниже, чем у специализированных факторинговых компаний, по причине более дешевых ресурсов для финансирования. При этом мы тщательно подходим к анализу рисков и не стремимся активно наращивать портфель в ущерб его качеству, как это, бывает, делают специализированные факторинговые компании. Таким образом, мы конкурируем всего с несколькими банками и четко понимаем наши преимущества: если банк-конкурент предлагает факторинг для работы с одной крупной розничной сетью, мы можем работать и с палатками у метро, и с маленькими магазинами, просто будет проведена соответствующая оценка риска и изменятся ценовые условия. Если к нам приходит клиент, который раньше пользовался факторингом, но работал со специализированной компанией, достаточно рассчитать для него стоимость услуг нашего банка, чтобы он мог сравнить свои затраты на факторинг у нас и у специализированного Фактора. Преимущество будет на нашей стороне.

– Что еще, кроме цены, может повлиять на лояльность клиентов?

– Сервис и удобство. Когда клиент работает с Фактором, происходить практически полное дублирование бухгалтерии клиента и соответствующего документооборота, что требует определенных усилий не только со стороны Фактора, но и со стороны клиента. Если процедуры взаимодействия удобны для клиентов, факторинговое финансирование важно для клиента, то должны быть очень веские причины для смены Фактора. В сложившихся условиях, как правило, это прекращение финансирования со стороны Фактора.

– Как Вы считаете, можно ли в этом году ожидать сделок покупки/продажи факторинговых портфелей? Не планирует ли ваша компания принять участие в таких сделках?

– Думаю, что нет. Мы участвовать в таких сделках не будем. Анализ портфеля другого Фактора является крайне дорогостоящим и трудоемким. Кроме того, хорошие долги вряд ли будут продавать, а оценить качество портфеля и его стоимость – непростая задача. Возможно, плохими портфелями Факторов заинтересуются коллекторские агентства, но цена вопроса будет даже выше, чем при переуступке коллекторам портфелей потребительских кредитов.

– Работаете ли вы со страховыми компаниями в части страхования риска дефолта дебитора, в части страхования риска мошенничества в факторинговых операциях?

– Нет, не работаем. У нас была попытка работать, но страховые компании по-своему подходят к анализу рисков. Мы оценили риск и выделили в портфеле различные группы клиентов: с низким, умеренным и высоким риском. Сейчас, в условиях кризиса, банк работает на 95% с низкими рисками. А страховая компания при оценке рисков смотрит на наш портфель купленной дебиторки, считает его таким же портфелем факторинговой компанией с совершенно другими рисками и в соответствии с этим формулирует предложение по страховой премии. Условно говоря, мы приходим к страховщику с просьбой по страхованию автомобиля среднего класса, обычно паркуемого на охраняемой стоянке, а с их стороны получаем предложение по страхованию данного авто по такой цене, как страхование автомобиля премиум-класса, припаркованного в криминальном районе. Поэтому застраховать портфель можно, но цена будет высокой и при этом страховщики не заинтересованы страховать только «плохих» клиентов, для них важно иметь распределенные риски.

– Как, по Вашему мнению, можно оценить эффективность системы риск-менеджмента?

– По доле просрочек. Когда мы проводим усовершенствование системы риск-менеджмента, отслеживаем изменение доли просроченной задолженности. Факторинг хорош тем, что это очень специфический продукт, статистика накапливается очень быстро: после сделанных нововведений эффект заметен уже через месяц.

– А если говорить про эффективность IT-системы?

– IT-система должна быть устойчивой к значительному увеличению обрабатываемой информации. Если сбои в работе происходят раз в год, то это хорошо, если каждую неделю – плохо. Кроме этого, система должна отслеживать ошибки, совершаемые персоналом. Критический для нас фактор – возможность оперативного внесения изменений. Если мы работаем в условиях высококонкурентного рынка, то любой маркетинговый ход должен быстро отражаться в IT-платформе. Наше IT-обеспечение достаточно гибкое, так как мы работаем с программой, разработанной нашими специалистами. Насколько гибкие программные продукты, созданные для Факторов на западных рынках, сказать сложно, возможно, при всей их дороговизне они не позволяют оперативно подстраивать систему под изменения продуктовой линейки.

– Благодарим Вас за участие в исследовании!


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!