Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Александром Кожевниковым, генеральным директором ОАО "Авангард-Лизинг"

Кожевников Александр Николаевич

– Какое воздействие на рынок лизинга на Ваш взгляд окажет отмена с 2009 года ускоряющих коэффициентов для 1-3 амортизационных групп?

– Данная мера не приведет к каким-то значимым последствиям, все эффекты будут перекрыты воздействием кризиса. После восстановления рынков это будет преимущественно влиять на рынок лизинга автотранспорта, но для него это совершенно не критично, поскольку для автомобилей срок лизинга 2-3 года (при условии амортизации до нуля или 30% остаточной стоимости) абсолютно нормален.

Государственная задача - стимулирование инвестиций в дорогое высокотехнологичное оборудование с длительными сроками финансирования. И возможность применения ускоренной амортизации нужна не для увеличения оборота лизинговой компании, чтобы за три года вложить одни и те же деньги три раза, а для долгосрочного финансирования оборудования с длительным сроком полезного использования. Суть ускоренной амортизации это приведение в соответствие сроков амортизации такого имущества к возможным срокам привлечения заемного капитала. Иначе погашение привлеченного финансирования происходило бы у лизинговой компании из чистой прибыли. Поскольку отмена ускоренной амортизации коснется только того, что можно и так амортизировать в течение 1-3 лет, то здесь нет ни какой трагедии.

– Каким образом кризис повлиял на планы по развитию Вашей компании?

– Высокая вероятность наступления кризиса была понятна еще полтора года назад, вопрос был только в том, когда начнется тяжелая фаза. Поэтому каких-либо амбициозных планов мы не строили, понимая, что наступило время осторожно работать на рынке, не гнаться за ростом, мы работали в этот временной отрезок только с проверенными, надежными клиентами, консервативно подходили к обеспечению, и выполнили самую главную задачу - максимизировать маржу и повысить прибыльность деятельности. Задача роста портфеля сменилась на увеличение его доходности и надежности, даже за счет его уменьшения. С середины 2007 года мы не вошли ни в один крупный новый проект с новыми клиентами. Поэтому к текущему кризису мы пришли с минимальными обязательствами (меньше чем месячная выручка компании) по заключенным сделкам и не будем испытывать проблем в их реализации. Планы по развитию компании будем строить после того, как будет понятно какие отрасли, каких клиентов можно будет финансировать. Сейчас развитие компаний будет заключаться в улучшении сбора выручки по действующим проектам, не допущения просрочек и дефолтов.

– Как кризис повлиял на продуктовую линейку компании? (был ли отказ от существующих/введения новых продуктов?)

– У «Авангард-Лизинга» всегда были индивидуальные проекты, а в условиях кризиса к каждому случаю надо подходить с еще большей осторожностью и внимательностью. Сейчас говорить о стандартных продуктах просто бессмысленно.

– Какие источники фондирования остались у лизинговых компаний в условиях кризиса?

– Основной и практически единственный источник финансирования сегодня это выручка. Хотя с нами по-прежнему работает ряд западных банков, экспортных страховых агентств, и, разумеется мы получаем финансирование от АКБ «Авангард», как материнского банка. Но еще раз повторю: выручка - это самый важный в условиях кризиса источник финансирования. Текущая выручка это показатель качества и надежности портфеля.

– Облигационный рынок: насколько сегодня ставки и сроки привлекательны для ЛК? Стоит ли сейчас выпускать облигации?

– Текущие котировки облигаций многих лизинговых компаний колеблются от 40% до 100% годовых, значит, в лизинг надо давать не меньше чем под 45%? Я бы просто не рисковал давать денег клиенту, который берет деньги под такие ставки. О каком размещении облигаций можно говорить?

– Отечественные лизингодатели и иностранные «дочки»: кому проще найти фондирование?

– Тяжело всем, и здесь в выигрыше компании, у которых хорошее качество портфеля, вне зависимости иностранные они или российские. У большинства иностранных «мам» слишком много проблем на своих рынках, чтобы «дочкам» можно было надеяться на помощь.

– Ужесточение требований к заемщикам: оздоровление рынка или его гибель?

– Через год, полтора нас ждет оздоровление рынка через жесткую встряску. Нельзя финансировать предмет лизинга без понимания, сколько он реально стоит. Например, как в текущей ситуации определять размер аванса по лизингу вагонов? 5 лет назад он стоил 30 тыс. долларов, 2 года назад 50тыс, летом этого года стоил 100 тыс. Какая сейчас его реальная стоимость если стоимость акций откатилась на 5 лет назад и стоимость металла упала в 2,5 раза? Известны сделки середины лета с авансом 10%, т.е финансирование составило 90 тыс. долл., интересно как в случае дефолта клиента лизинговая компания будет продавать вагон за эти 90 тыс. долларов, когда уже сейчас можно купить новый за 60-70 тыс.?

Мы наблюдали последний год, когда недвижимость, вагоны, корабли финансировались с авансами 10-15% при условии, что за последний год цена выросла на 30-50%. И это только потому, что высока конкуренция между лизинговыми компаниями и амбиции менеджмента требуют роста, невзирая на риски. Отсутствие чувства реальности завело многих в сложное положение, поэтому гибель части компаний неизбежна, после наступит выздоровление.

– Фонды прямых инвестиций: ждать ли их активности и вхождения в капитал лизингодателей?

– Есть большие сомнения, что активность будет высока. Для фондов ближайшие месяцы значительно более интересно будет входить в производственные компании с понятным рынком, но испытывающие большие проблемы с краткосрочной ликвидностью. Таких компаний сейчас множество. Так можно получить значительно более высокий доход на инвестиции, чем при вхождении в капитал лизинговой компании.

P.S. Сегодня первая задача каждой лизинговой компании, она же и последняя - выживание, не допущение дефолтов и накопления плохих долгов. Эта угроза существует, она в ближайшие месяцы будет только увеличиваться с разрастанием кризиса в реальном секторе. Дальше вопрос дефолтов большого количества лизингополучателей станет реальностью и как следствие возрастет угроза банкротства лизинговых компаний. Это повестка ближайших месяцев.