Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Юрием Волковым, управляющим директором,
членом правления ОАО Национальный банк "ТРАСТ"

Волков Юрий Валерьевич

– Каковы основные тенденции рынка факторинга в первом полугодии 2008 года?

– Первое полугодие было достаточно сложным. На всех повлиял финансовый кризис, который в начале года проявлялся не явно, но уже летом стал ощущаться значительно сильнее. Боюсь, что к концу этого года влияние кризиса усилится еще больше, по крайней мере второе полугодие будет не таким спокойным, как в прошлом году. Все компании будут вынуждены перестраивать свои стратегии развития, и те Факторы, которые сделали это раньше, очевидно, окажутся в выигрыше.

Первая тенденция – это появление новых игроков. На российском рынке факторинга было несколько периодов, когда появлялись новые игроки. Так, в 2002 году появился Банк НФК и начал активно работать. Потом был создан Еврокоммерц, следом мы – "ТРАСТ", примерно в это же время Промсвязьбанк стал предлагать факторинговые услуги, тогда же начал свою деятельность Петрокоммерц. А потом в 2006-2007 годах наблюдалось некое затишье: если новые игроки и появлялись, то не очень активные. Они добились определенных объемов, но, несмотря на это, их позиции на рынке остаются незначительными. И вот в первом полугодии 2008 года Coface вышел на российский рынок как партнер НФК, и ряд наших компаний и банков объявили о своих серьезных намерениях. Альфа-банк, имея и финансовые, и трудовые ресурсы для развития факторинга, заявил о масштабном факторинговом проекте. Правда, его деятельность началась с демпинга, что не совсем объяснимо с точки зрения дальнейших перспектив работы на этом рынке. Заявил об интересе к факторингу и Сбербанк, но, скорее всего, он начнет предоставлять факторинговые услуги не раньше 2010 года. Таким образом, видно, что интерес к рынку факторинга проявляют серьезные игроки.

Вторая тенденция – это выделение в отдельные специализированные факторинговые компании тех участников рынка, которые ранее оказывали услуги факторинга в качестве соответствующего подразделения банка. Вообще говоря, концепция работы на рынке факторинга при условии наличия отдельной специализированной компании в составе с банковской группы является идеальным вариантом, так как, с одной стороны, бизнес независимый, а с другой стороны, есть доступ к ресурсам банка.

Что касается финансовых аспектов, то в первом полугодии произошло увеличение ставок привлечения финансовых ресурсов, но при этом ставки для клиентов практически не изменились, хотя возможен их рост во втором полугодии.

Также стоит отметить тот факт, что заработала Ассоциация факторинговых компаний. У нас есть много идей по аспектам работы Ассоциации, которые уже к концу года должны принести плодотворные результаты в плане продвижения факторинга, создания обучающих программ, лоббистских проектов и т. д.

И еще одна тенденция – появление новых источников для финансирования факторинга. Если ранее это были в основном традиционные кредиты, то сейчас многие игроки стали использовать широкий спектр других финансовых инструментов. Растет и интерес инвесторов к факторингу. Еще год назад и российские, и иностранные инвесторы смотрели на факторинг как на некий экзотический объект инвестирования, сейчас же они проявляют в нем все большую осведомленность и заинтересованность.

– Каковы основные события полугодия для вашей факторинговой компании?

– Основное событие для нашей компании – выпуск облигаций, который аналитики оценили как первую публичную сделку такого рода на рынке факторинга в России. Сделка была реализована весьма успешно, хотя на подготовку ушло большое количество времени: мы начали готовиться к проведению сделки еще в сентябре 2007 года. Были привлечены высокопрофессиональные организаторы выпуска, а также задействованы ресурсы Инвестиционного банка "ТРАСТ". Бумага получила высокие рейтинги, и доходность по ней, я считаю, достаточно приемлемая для рынка факторинга. В итоге облигации были удачно размещены.

В первом полугодии 2008 года мы провели реструктуризацию бизнеса компании. В первую очередь, это касается усиления роли регионов. Региональным подразделениям были переданы дополнительные полномочия, которыми они ранее не располагали. Мы усилили присутствие компании в регионах, не увеличивая число точек продаж, но увеличив количество менеджеров, уделили внимание совершенствованию регламентов и бизнес-процессов, предоставили регионам дополнительные полномочия по формированию реестров, повысили роль руководителей региональных подразделений компании, то есть укрепили региональный канал привлечения. В центральном московском офисе принимаются стратегические решения, и осуществляются финансирование и контроль, а работа с дебиторской задолженностью проводится в регионах.

Также стоит отметить выход на новый уровень работы нашего call-центра, который не только предоставляет информационную поддержку, но и ведет постоянное каждодневное общение, включая продажи продуктов, с клиентами и дебиторами по всем регионам.

В компании была серьезно пересмотрена методика по риск-менеджменту. Мы стали тщательнее работать с оценкой потенциальных рисков клиентов, это коснулось и службы безопасности, и наших информационных баз данных, и процесса сбора любого рода информации в регионах. Что позволило компании заново оценить клиентскую базу, сделать ее еще более качественной и при этом сохранить доходность. При этом темпы роста нашего бизнеса в первом полугодии 2008 года, мы считаем, достаточно приемлемыми для компании, которая уже заняла определенное место на рынке.

– Какие факторы затрудняли работу Факторов в первом полугодии 2008 года?

– Негативно на развитии бизнеса сказалась демпингующая политика новых Факторов. Я считаю, что для рынка в целом демпинг его отдельных участников оказывает плохую услугу. Если компания предлагает полный спектр факторинговых продуктов, а не просто финансирует под залог дебиторской задолженности, демпинг неуместен. Например, создание и повышение эффективности работы call-центра стоит немалых денег, а ведь это часть работы по управлению дебиторской задолженностью.

Кризис ликвидности в первом полугодии не очень значительно ощущался на рынке факторинга. Грамотные факторинговые компании наверняка изменят свой подход к рискам, ужесточат требования к клиентам, станут более разборчивы в политике финансирования компаний, не будут слишком сильно увеличивать лимиты клиентам, как, например, в 2007 году, когда компания могла увеличить оборот в 4-5 раз.

– Увеличились ли цены на факторинговые услуги для клиентов МФК "ТРАСТ"?

– Пока нет. Мы привлекаем ресурсы по фиксированной ставке, поэтому если ничего не изменится, я не вижу причин для повышения цен.

– Происходило ли перераспределение клиентских баз между Факторами? Что в текущих условиях может повысить уровень лояльности клиентов?

– Глобального перераспределения клиентских баз не было, во всяком случае, мы этого в своей постоянной клиентской базе не заметили; как обычно, кто-то приходит, кто-то уходит. В компанию всегда приходило некоторое количество клиентов, которые раньше финансировались у других Факторов. А для повышения уровня лояльности клиентов, как и в любое время, важно выполнение Фактором своих обязательств, именно этим и определяется лояльность в факторинге. Осознание клиентом (хорошим, удовлетворяющим требованиям Фактора) того, что он в любой момент может получить финансирование и полный комплекс факторинговых продуктов, сейчас важнее даже, чем ценовое расхождение в стоимости услуг, предоставляемых разными Факторами. Если клиент видит, что Фактор выполняет свои обязательства в полном объеме и на должном уровне, он вряд ли перейдет на обслуживание в другую факторинговую компанию.

– Каких принципов придерживается компания в региональном развитии?

– Региональная сеть для факторинга – это основной фактор развития. У нас работают 60 представительств практически во всех крупных городах России, а это говорит о многом. При выборе регионов мы ориентируемся на свои отраслевые предпочтения, в ряде отраслей компания принципиально не работает. А интересные для нашего бизнеса отрасли как правило неравномерно распределены по России, поэтому в том регионе, где они присутствуют, мы стараемся усиливать свои позиции. Кроме этого, есть некоторые регионы, где мы не считаем целесообразным работать по причине неудовлетворительного для компании соотношения "риск – доходность". К сожалению, до сих пор в части регионов бизнес как был, так и остается непрозрачным, и изменений в лучшую сторону не происходит. При построении стратегии регионального развития компания всегда учитывает активность конкурентов: если в регионе активно работают наши прямые конкуренты, нам открывать свои офисы продаж в том же месте не представляется интересным. В целом региональная сеть МФК "ТРАСТ" уже сформирована, и резкого увеличения числа филиалов не планируется, хотя, конечно, будут проводиться локальные изменения, например, из регионов с низкой эффективностью компания будет перераспределять свое влияние в более интересные для бизнеса регионы.

– Насколько факторинговая сеть пересекается с сетью банка "ТРАСТ"?

– По городам присутствия пересечение примерно на 95%. При этом надо отметить, что мы в большинстве случаев открываем отдельные от банка офисы для обслуживания клиентов по факторингу. Это связано с целым рядом разных причин, в том числе, например, чтобы избежать возможности возникновения конфликта интересов между факторинговым и кредитным подразделениями. Но, с другой стороны, мы с банком плотно взаимодействуем: у нас единая служба безопасности группы "ТРАСТ", единый call-центр, мы пользуемся общими базами данных. Если для нас является очевидным тот факт, что клиенту, получающему классическое банковское обслуживание, может быть полезен факторинг, мы его клиенту предлагаем, и, наоборот, клиентам по факторингу в случае необходимости предлагаются другие финансовые продукты группы.

– Не планируете ли вы использование каких-либо новых источников финансирования во втором полугодии?

– Еще в конце 2007 года мы задумывались о выпуске рублевых облигаций, но в текущих условиях на фондовом рынке это не целесообразно.

– Не планирует ли Ваша компания принять участие в операциях по покупке-продаже факторинговых портфелей?

– Мы не планируем участвовать в таких сделках. Однажды наша компания приобретала факторинговый портфель у небольшого банка, состоящий из десятка очень хороших клиентов, с которыми мы и сейчас продолжаем работать.

– Работает ли МФК "ТРАСТ" со страховыми компаниями в части страхования сделок по факторингу от риска дефолта дебитора?

– Нет, и я не много знаю примеров на нашем рынке сотрудничества Факторов со страховщиками в части страхования риска дефолта. По сути, мы предоставляем своим клиентам защиту от данного риска, оставляя его на себе. Если же этот риск передавать страховой компании, то у нас значительно снизится доходность бизнеса, так как оплата за покрытие финансового риска у страховщиков очень высокая. У нас есть соглашение с ВСК, но оно касается мероприятий по привлечению клиентов, работы с клиентскими базами данных.

– Страховые компании проявляют инициативу в сотрудничестве с Факторами?

– Раньше проявляли, а сейчас нет. Возможно, страхование дефолта дебитора было интересно поставщикам в то время, когда еще не было активной факторинговой деятельности, но сейчас Факторы покрывают риск неплатежа.

– Какие Факторы определяют эффективность системы риск-менеджмента?

– Таких факторов не много. Это, прежде всего, квалификация персонала, работающего с оценкой риска. Во-вторых, это уже испытанная годами система риск-менеджмента и методы оценки рисков. Риск-менеджмент мы постоянно дорабатываем с точки зрения корректировки различных коэффициентов, совершенствования процедур принятия решений. В структуре нашей компании выделены факторинговый комитет, комитет по рискам, комитет оперативного управления, а также различные органы, занимающиеся работой с дебиторами. Работу с кредитными рисками мы осуществляем на основе определенного набора кредитных правил, это нечто похожее на скоринговую модель для факторинга, а комитет по рискам принимает решение о ее модернизации. При этом, очевидно, что для организации риск-менеджмента необходима база данных по клиентам и дебиторской задолженности, а также соответствующее программное обеспечение. Таким образом, эффективность системы риск-менеджмента определяется: квалификацией персонала, системой принятия решений по рискам, наличием актуальной базы данных и модернизируемого IT-обеспечения.

– Какие Факторы определяют эффективность IT-системы факторинговой компании?

– Эффективная IT-система должна уметь оперативно адаптироваться к изменениям в бизнесе. Необходимо наличие клиентского доступа к ней. Любой клиент, а еще лучше и каждый дебитор, должен иметь возможность постоянно отслеживать ситуацию в режиме on-line: видеть, какие операции уже проведены, в какие сроки, какие комиссии были списаны и т. д. IT-система должна быть способна работать с очень большими объемами информации. Когда говорят, что в факторинге самое дорогое – программное обеспечение, говорят правду.

В целом хотелось бы добавить, что на сегодня факторинг состоялся! Уже нет пути обратно. Если раньше мы еще задумывались на тему: будет ли спрос на факторинг в России, то сейчас в этом уже никто не сомневается. Рынок растет и растет хорошими темпами. В России существуют подходящие условия для развития факторинга: русские компании любят продавать в рассрочку, при этом дебиторы не всегда вовремя платят, что благоприятно для факторинговых компаний с точки зрения доходности последних. Но существующим сегодня Факторам не следует заниматься не-факторингом, т. е. демпинговым суррогатом. И конечно, позитивным моментом для рынка могло бы стать снижение уровня концентрации.

– Благодарим Вас за участие в исследовании!


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!