Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Алексеем Смирновым, финансовым директором ООО "Каркаде"

– Какие основные тенденции развития рынка лизинга на Ваш взгляд проявились в 1 полугодии текущего года?

– На протяжении первого полугодия 2008 года на российском рынке сохранилась тенденция к росту спроса на услуги лизинга, которая проявлялась в росте нового бизнеса и портфеля лизинговых компаний. Другой важной тенденцией можно отметить рост относительной значимости региональных рынков.

В первом полугодии 2008 года происходило дальнейшее продвижение лизинговых компаний в регионы, за пределы Московской и Ленинградской областей. Так, если за весь 2007 год доля регионов в объеме нового бизнеса ООО «Каркаде» составила 67%, то в первом полугодии 2008 года – 70%. За первые 6 месяцев 2008 года CARCADE Лизинг открыла 8 новых представительств: Архангельск, Магнитогорск, Сургут, Тула, Липецк, Томск, Киров, Владимир.

На протяжении последнего года наблюдается замедление роста числа лизинговых компаний.

Конкуренция ужесточается, и в основном это происходит за счет совершенствования лизинговых продуктов (быстрое принятие решение, финансирование без оценки финансового состояния лизингополучателя) и расширения дополнительного сервиса лизинговыми компаниями.

Отмечается тенденция к увеличению средней стоимости договора лизинга. Например, в CARCADE Лизинг, специализирующейся на предоставлении автолизинговых услуг (преимущественно новых «иномарок»), средняя стоимость ДЛ за первое полугодие 2008 года по сравнению с тем же периодом 2007 года выросла на 18%. Это отражает тенденцию, характерную для российского автомобильного рынка в целом: среди «иномарок» растет разница между малым средним классом и малым классом. Год назад на сегмент С приходилось 29,1%, а на сегмент B – 27,8%, сейчас доля малого среднего класса выросла до 31%, тогда как малого класса – упала до 26,6%. Интересы клиентов смещаются в сторону более дорогих и комфортабельных автомобилей.

Рост ставок по кредитам в условиях кризиса ликвидности привел к удорожанию сделок лизинга. Это коснулось всего рынка, но наиболее уязвимыми в данной ситуации оказались лизинговые компании, имеющие незначительный процент своих собственных средств и сильно зависящие от банков-кредиторов.

– Какие произошли значимые (потенциально значимые) события на рынке?

– Начиная с 2009 года планируются изменения в НК, отменяющие возможность применения коэффициента амортизации «3» к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам. В то же время будет отменена норма п. 9 ст. 259 НК РФ, согласно которой по легковым автомобилям первоначальной стоимостью более 600 000 рублей и пассажирским микроавтобусам первоначальной стоимостью более 800 000 рублей к основной норме амортизации применяется специальный коэффициент 0,5.

Вносимые изменения способны обусловить изменения в структуре рынка автолизинга за счет увеличения доли грузовых автомобилей и легковых автомобилей большого класса (с объемом двигателя свыше 3,5 литра) и высшего класса.

– Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего развития всего рынка и его отдельных сегментов?

– Российский рынок лизинга находится в фазе активного роста, и в ближайшее время, по нашему мнению, существенного замедления его развития не будет.

Рынок лизинговых услуг России может охарактеризоваться как среднеконцентрированный, но в среднесрочной перспективе (1-2 года) следует ожидать, что консолидация будет возрастать.

Однако в отдельно взятых сегментах уже сейчас можно выделить постоянный состав лидирующих игроков: например, в автолизинге – это компания CARCADE Лизинг и компания Европлан.

В последние два года рынок лизинга демонстрировал впечатляющий рост, но усложнившаяся политическая и экономическая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, затрудняет прогнозирование дальнейшего развития рынка.

С одной стороны, государственная поддержка малого и среднего бизнеса при остающихся благоприятных ожиданиях российской экономики в целом позволяет рассчитывать на активное развитие рынка лизинга при сохраняющейся потребности в обновлении основных средств.

С другой стороны, резко возросшие политические риски, а также все еще непреодоленный кризис ликвидности создают угрозы и риски, которые способны замедлить развитие рынка лизинговых услуг.

Сегменты рынка

В России взят курс на развитие транспортной инфраструктуры, что будет способствовать росту сегментов – ЖД, спец. техники, грузового автотранспорта. Транспорт изношен примерно на 60%. Чтобы обслуживать растущие потребности, нужно привлекать финансирование для обновления основных средств. И лизинг является наиболее оптимальным инструментом.

По нашему мнению, лизинг грузового автотранспорта, также как и легкового, будет продолжать расти. По динамике развития автолизинг значительно опережает лизинговый бизнес в целом. И в первую очередь это связано с развитием автомобильного рынка России.

Согласно данным исследований PriceWaterHouse Coopers, по итогам первого полугодия 2008 года Россия впервые в истории стала автомобильным рынком №1 в Европе, обойдя Германию на 15 тысяч автомобилей; продажи достигли 1,645 миллиона штук, что на 41% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года. Несмотря на высокие темпы, потенциал для дальнейшего сотрудничества все еще солидный: уровень автомобилизации в Западной Европе составляет 450-600 машин на тысячу жителей, в России же – менее 200. Иностранные концерны стремительно увеличивают квоты для России и одновременно обустраивают здесь сборочные производственные площадки. По прогнозам аналитического агентства «Автостат», уже в 2010 году импорт составит 2,3 млн штук, а на территории России будет собрано 1,18 миллиона иномарок.

Автодилеры активно развивают программы, направленные на корпоративных клиентов, привлекая к сотрудничеству лизинговые и страховые компании. И если в Европе в лизинг приобретается не менее 60% корпоративного автотранспорта, то в России – около 30%.

Другим фактором, влияющим на развитие автомобильного рынка России является кризис на финансовых рынках США: покупательская способность населения снижена, и это распространяется и на покупку автомобилей. В результате сегодня Российский рынок превращается в один из целевых для сбыта своей продукции международными автоконцернами.

Нужно также отметить, что осенью текущего года законодатели почти наверняка примут законопроект об отмене повторного взимания «полного» НДС при продаже подержанных автомобилей старше трех лет. Это будет являться существенным фактором, влияющим на развитие направления trade-in, а значит и на развитие оперативного лизинга, по условиям которого автомобили не переходят в собственность компании, а остаются на балансе лизингодателя.

Мы также прогнозируем рост и развитие таких сегментов, как лизинг медицины, лизинг оргтехники, лизинг недвижимости.

– Как повлияла замена ежемесячной уплаты НДС на ежеквартальную на Вашу компанию и рынок в целом?

– Положительно, с той точки зрения, что мы стали подавать меньше уточненных деклараций. Т.е. корректировки, которые раньше мы не успевали отразить в декларации, теперь вносятся до ее подачи, поскольку период для сбора документов увеличился.

– Как на Ваш взгляд может повлиять на рынок лизинга и на лизинговые компании снижение ставки НДС?

– Положительно, однако эффект оценить пока сложно, он будет зависеть от конкретной величины ставок.

– Какие последствия кризиса ликвидности сохраняются на сегодняшний день для лизинговых компаний, и Вашей в частности?

– Последствия кризиса ликвидности – это увеличение ставок по привлекаемым средствам, а также затруднение рядом банков финансирования юридических лиц, и предпосылок к улучшению пока не предвидится.

По данным ЦБ, с января по июнь 2008 года средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям (клиентам лизинговых компаний) сроком до 1 года выросла на 0,9 п.п. с 10,4% до 11,3%, ужесточились и требования банков к клиентам к предоставляемой документации для получения кредитов (особенно это коснулось малого бизнеса). На этом фоне растет привлекательность предложений лизинговых компаний.

Что касается нашей компании, то ее положение достаточно стабильно и надежно. Мы готовы работать как с рублевыми, так и долларовыми договорами на выгодных условиях для наших клиентов. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, CARCADE Лизинг имеет 100% иностранный капитал, ее учредителем является европейский холдинг Getin Holding S.A (имеет успешный многолетний опыт работы в области лизинговых услуг в странах Центральной и Восточной Европы). Во-вторых, стратегический партнер нашей компании и рублевый кредитор в России – крупнейший банк – Сбербанк, для которого Каркаде является VIP-клиентом.

Также хотелось бы отметить, что повышение уровня отказов по выдаче автокредитов – 10-12% (данные на конец 2007 года), привело к снижению возможности продаж автосалонами автомобилей физ. лицам, что в потенциале может означать заинтересованность автодилеров в развитии канала корпоративных продаж, в том числе за счет лизинга.

– Как повлиял кризис на различные сегменты рынка в разрезе видов оборудования? Какие сегменты росли быстрее/медленнее, чем это было обусловлено?

– Труднее всего было с рискованными и низколиквидными предметами лизинга: спец. техника, медицинское оборудование и пр. Менее кризис затронул стабильно растущие сегменты автотранспорт, ж/д технику.

– Повышается ли спрос со стороны партнеров/клиентов/кредиторов на наличие у компании отчетности по международным стандартам? Является ли это сегодня жизненной необходимостью или только личным желанием компании?

– Да, является необходимым, в первую очередь для привлечения финансовых ресурсов у иностранных банков.

Международная отчетность является жизненно важной для лизинговых компаний, потому что только международные стандарты позволяют оценить реальное финансовое состояние лизинговой компании. Дело в том, что российские стандарты отчетности очень сильно отличаются от международных именно для лизинговых компаний, и дают искаженную информацию о результатах их деятельности. Кроме того, все иностранные банки и инвесторы оценивают деятельность компании и принимают решение об инвестировании исключительно на основе международной отчетности. Сейчас все больше и больше российских банков тоже начинают отдавать приоритет именно международной отчетности.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!