Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Дмитрием Евгеньевичем Пятаковым, генеральным директором ЗАО «Межрегиональная Факторинговая Компания «ТРАСТ»

Пятаков Дмитрий Евгеньевич

– Какие события и тенденции, которые имели место на рынке факторинга в 2007 г., Вы бы выделили в качестве основных?

– Знаковым событием можно считать создание Ассоциации факторинговых компаний. Если говорить о тенденциях, то рынок изменялся именно так, как это прогнозировалось, то есть за счет популяризации услуги как таковой, экспансии Факторов в регионы. Еще одна тенденция – выход на рынок факторинга или подготовка к появлению новых игроков из числа крупных банков. Имеет место тенденция к четкому определению участниками рынка своей целевой ниши – выделение клиентских сегментов как в региональном разрезе, так и в зависимости от размера бизнеса и обслуживаемых отраслей экономики. Если говорить об МФК «ТРАСТ», то наша целевая аудитория – это в первую очередь компании-представители малого и среднего бизнеса прежде всего в регионах.

– В 2007 г. оборот МФК «ТРАСТ» вырос более чем в три раза, существенно увеличилось и число клиентов компании. За счет каких факторов удалось достичь такого роста?

– Мы считаем основным фактором успеха, во-первых, наш персонал, так как работа, связанная с предоставлением финансовых услуг корпоративным клиентам, всегда требует высокого уровня квалификации тех, кто этим занимается. Во-вторых, это технология бизнес-процессов и программное обеспечение, позволяющее эффективно использовать эту технологию. Третье – это стратегия и позиционирование: для нас это, как уже было сказано, регионы и компании малого и среднего бизнеса. Среди Факторов мы лидируем по доле клиентов в регионах.

– Как кризис ликвидности повлиял на деятельность факторинговых компаний и непосредственно МФК «ТРАСТ»?

– Естественно, кризис ударил и по российским Факторам, и по их клиентам. Спрос на наши услуги в период кризиса возрос, поскольку компании нуждались в финансировании в большей степени, чем обычно. Однако не самое лучшее финансовое положение многих фирм, усугубленное влиянием кризиса, не позволило профинансировать всех потенциальных клиентов – нам приходилось отсеивать их по уровню риска. Но в целом мы ни на день не прекращали финансирование своих клиентов – из тех, кто удовлетворял нашим критериям по финансовому состоянию и другим признакам, мы никому не отказали. Можно сказать, что кризис в некоторой степени положительно повлиял на деятельность Факторов. При этом, несмотря на существующий соблазн, мы не стали поднимать ставки по своим продуктам: накануне кризиса готовилось понижение ставок, но в связи с названными событиями их просто оставили на прежнем уровне. В целом нельзя сказать, что на рынке наблюдалось существенное повышение ставок, скорее, Факторы ужесточали требования при установлении лимитов, и, таким образом, кризис ликвидности способствовал улучшению качества факторинговых портфелей.

– Часто ли вы сталкиваетесь со случаями мошенничества клиента, и какие схемы мошенничества наиболее распространены?

– О мошенничестве многие рассказывают, в том числе и на профильных конференциях, но тема остается актуальной и интересной. Вопрос, который требует уточнения – что такое само понятие «мошенничество»? Я как юрист считаю, что мошенничеством можно называть только установленный в процессуальном порядке (решением суда) определенный состав преступления, объективная сторона которого заключается в завладении чужими денежными средствами путем обмана, злоупотребления доверием и т. п. У нас был один такой случай, который произошел достаточно давно, когда один из наших клиентов подделал документы, подтверждающие наличие у него права требования, а именно документы об отгрузке. Мы выявили обман в процессе управления дебиторской задолженностью, достаточно оперативно отреагировали, обратились в органы внутренних дел. В итоге человек был осужден на длительный срок лишения свободы, а мы продолжаем получать отрабатываемые им деньги. Это очень неприятная ситуация, хотя бы потому, что человека жалко. Но наша принципиальная позиция, и нам важно ее озвучить, состоит в том, чтобы люди, которые потенциально могли бы пойти на мошенничество, увидели возможные последствия таких неправомерных действий и не допускали возникновения аналогичных ситуаций, а в своей работе придерживались исключительно честного ведения бизнеса с Фактором.

Подделка документов – это довольно часто встречающаяся проблема, и мы пытаемся ее отследить. В компании есть подразделение, которое занимается профилактикой подобных нарушений, но наши технологии выявления мошенничества я раскрывать не буду, дабы не искушать потенциальных мошенников обманывать, зная наши методы. Но могу сказать, что существует отработанный механизм, который позволяет предотвратить попытки мошенничества, отсекать их на начальном уровне. Как правило, этот механизм в нужный момент срабатывает и не допускает появления нежелательных последствий. Нашу проблемную задолженность мы оцениваем примерно на уровне 1% от портфеля, и доля в ней задолженности по причине мошенничества совсем незначительна. Основная же причина возникновения проблемной задолженности обычно состоит в том, что клиент просто переоценивает собственные силы, но мы с этим успешно справляемся как на уровне установления возможных лимитов, так и на уровне возврата средств.

– Каким образом существующее в компании программное обеспечение способствует решению проблемы управления рисками?

– IT – основной источник информации, с которым работают все наши подразделения, в том числе те, которые занимаются верификацией дебиторской задолженности. Программное обеспечение настроено таким образом, что позволяет выявлять и сигнализировать о появлении «странных» поставок (необычная сумма, выборка максимального установленного лимита и т. д.), неблагонадежных дебиторов, о несвоевременном исполнении обязательств как со стороны клиента, так и со стороны дебитора и других подобных случаях. Все выявленные случаи сохраняются в базе данных и служат источником информации при заключении договора с потенциальными клиентами и оценке их дебиторов. У нас сейчас база состоит из тысячи клиентов, 5 тыс. дебиторов, за год мы приобрели права требования по 170 тыс. поставок. Очевидно, что без хорошего программного обеспечения управлять таким массивом информации и рисками, сопровождающими нашу факторинговую деятельность, невозможно.

– За счет чего, на Ваш взгляд, выигрывается конкурентная борьба в факторинге: за счет низких процентных ставок или за счет агрессивного маркетинга, широкой региональной экспансии или других факторов?

– Конкуренции на рынке факторинга пока нет, во всяком случае на региональном рынке конкуренция ощущается весьма слабо. Когда мы спрашиваем у новых клиентов, работали ли они с другими Факторами ранее, были ли предложения, как правило, получаем отрицательный ответ. Сегодня во многих крупных регионах работают не более пяти компаний и банков, предлагающих факторинг. Этого очень мало, чтобы говорить о существовании настоящей конкуренции между Факторами – пока мы работаем на всех, на развитие услуги. Но если дойдет дело до острой конкуренции, могу сказать следующее: выиграет тот, кто сумеет предложить наиболее высокое качество обслуживания, сопровождаемое высоким уровнем технологий. В достижении этой цели состоит стратегия нашей компании. Мы хотим, чтобы технологии нашей компании были самого высокого уровня и соответствовали словам Альберта Эйнштейна: «Магия – это технология, доведенная до совершенства».

– Является ли непрозрачность малого бизнеса фактором, препятствующим развитию факторинга в сегменте малого и среднего бизнеса?

– Наша ниша связана только с прозрачным бизнесом. У нас нет залога, но при этом обязательным условием является безналичная оплата товара. Поэтому мы имеем дело только с белой частью этого бизнеса. До сих пор существуют большие проблемы с прозрачностью бизнеса в некоторых регионах страны, где зачастую приняты расчеты наличными деньгами. Но мы видим, что существует тенденция к обелению бизнеса, в том числе и благодаря тому, что сегодня налоговое законодательство страны позволяет вести бизнес легальным путем.

– Каковы основные составляющие факторингового вознаграждения у разных Факторов? Каков средний диапазон ставок по каждому виду применяемых комиссий?

– В большинстве случаев Факторами используются 3-4 отдельные комиссии, хотя некоторыми Факторами применяются всего 2 комиссии. Как правило, комиссии применяются следующие: 1. Комиссия за обработку документов. Комиссия за обработку документов у разных Факторов может составлять от 10 до 100 руб. 2. Комиссия за финансирование. Обычно применяется фиксированная ставка, в нашей компании комиссия за финансирование составляет 8% годовых. Как правило, она не зависит от конкретного клиента, его финансового состояния и количества дебиторов. 3. Комиссия за управление дебиторской задолженностью. Зависит от многих факторов: суммы, срока, платежной истории клиента и дебиторов, финансового состояния клиента и его дебиторов, величины компании. Комиссия за управление дебиторской задолженностью составляет от 1,5 до 2% от суммы поставки (при сроке 60-90 дней). Величина комиссии зависит от периода отсрочки платежа и суммы. Чем больше сумма, тем ниже комиссия. Чем больше период платежа, тем выше комиссия. 4. Если факторинговая компания применяет такое понятие, как «льготный период», то появляется еще одна комиссия. Но ее можно и не считать, так как она будет выплачиваться только в случае, если платеж по контракту не был оплачен в установленный срок. С одной стороны, этот период действительно позволяет клиенту комфортно себя чувствовать, зная о том, что Фактор не буквально на следующий день после наступления срока платежа начнет требовать возврата средств, а с другой стороны, это все-таки просроченный платеж, и, очевидно, это стоит некоторых дополнительных денег.

Поскольку структура ценообразования довольно сложная, то сравнивать отдельные комиссии не имеет никакого смысла, так как одна из комиссий может быть выше рынка, другая – ниже. Имеет смысл сравнивать эффективную ставку, но поскольку нет единого алгоритма расчета эффективной ставки, принятой для факторинговых компаний, то говорить о корректных сравнениях невозможно. Кроме того, не нужно забывать о том, что факторинг факторингу рознь. То, что мы называем одним словом «факторинг», может представлять совершенно разные финансовые услуги в разных факторинговых компаниях и банках. Не нужно забывать о том, что мы до сих пор не присоединились к Конвенции УНИДРУА. Но даже и присоединение к Конвенции не решит этой проблемы. На эту тему есть очень хорошее высказывание Ханса Питера Бэра: «Трудно сравнивать факторинг в Швейцарии с факторингом в Германии или во Франции. Факторинговые услуги предприятий в Лихтенштейне существенно иные, чем услуги, предлагаемые факторинговыми компаниями в Швейцарии. На практике это понятие охватывает очень много видов деятельности и употребляется не всегда к месту. Оно включает и респектабельные операции, и те, которые представляются весьма сомнительными, попадая в категорию «выбивание долга».

Думаю, можно смело распространить смысл этого высказывания на разные факторинговые компании и банки. Поэтому и сравнивать цены на услуги невозможно, поскольку довольно трудно определить, какой набор услуг предлагает тот или иной финансовый институт, и как они (услуги) на деле реализуются.

– Как обстоят дела с созданием Ассоциации факторинговых компаний? Какая работа уже проделана и что ставится в качестве первоочередных задач?

– Пока выстраивается структура внутренней работы Ассоциации. Мы возлагаем на нее большие надежды, в первую очередь в работе по некой стандартизации факторингового продукта для рынка вообще и в том числе для появления законодательных инициатив – не столько для лоббирования интересов отдельных членов данного сообщества, сколько для продвижения самой услуги факторинга в целом. Требуется серьезная доработка законодательства: даже по вновь введенным законопроектам требуются уточнения и доработки. Например, с 15 января 2007 г. вступили в силу изменения в закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которыми мы, то есть факторинговые компании, наряду с кредитными организациями должны сообщать о соответствующих фактах. Здесь мы снова столкнулись с тем, что закон есть, а методологии его выполнения пока нет.

Что касается основных задач Ассоциации на 2008 г., мы их тоже определили. Это в первую очередь задачи, связанные с популяризацией факторинга, с использованием Ассоциации для продвижения темы факторинга на больший рынок. Собираемся, в частности, с помощью Ассоциации наладить профессиональное обучение кадров, подготавливать нужные для рынка рейтинги, обзоры и т. д. Окончательно план работы на 2008 г. намереваемся утвердить в ближайшие дни.