Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

IV Ежегодная профессиональная конференция «Факторинг – 2008: новые горизонты»

 


КАРТА ПРОЕКТА
IV Ежегодная профессиональная конференция «Факторинг – 2008: новые горизонты»
Нестерова Людмила Игоревна, генеральный директор ЗАО Стройкредит Факторинг

– Расскажите, пожалуйста, о достижениях ЗАО «Стройкредит Факторинг» на рынке факторинга в 2007 г.

– В целом нам удалось реализовать поставленные планы. Портфель уступленных прав требований за 2007 г. вырос почти в два раза, мы сохранили шестую позицию в рэнкинге российских Факторов, проведенном рейтинговым агентством «Эксперт РА», как по объему уступленных денежных требований, так и по объему предоставленного финансирования и приступили к созданию собственной филиальной сети. Учитывая трудоемкость операций по факторинговому обслуживанию из-за значительного увеличения объемов финансирования в регионах, возникла необходимость создания специализированных структур по привлечению и обслуживанию клиентов на местах. Это решение было одобрено нашим главным акционером банком «Стройкредит», дочкой которого мы являемся. В 2007 г. мы открыли десять дополнительных офисов, которые работают в тесном сотрудничестве с филиалами банка. Естественно, возник вопрос контроля и координации деятельности наших представительств. Нами была разработана система ключевых компетенций для руководителей и сотрудников региональных офисов, и сейчас мы заканчиваем тестирование программного обеспечения, позволяющего нам интегрировать результаты деятельности и корректировать направления развития нашей филиальной сети.

У нас существуют специальные методики, разработанные еще в 2006 г., которые позволяют эффективно и быстро оценивать риски, контролировать денежные потоки и своевременность расчетов с дебиторами, а также развивать клиентскую базу. Все это требует наличия высокотехнологичной IT-системы. В 2007 г. эти методики получили дальнейшее развитие, что позволило усилить эффективность привлечения клиентов, ускорить процесс рассмотрения заявок и оптимизировать внутренние расчетные процессы при факторинговом обслуживании. Правильность выбранной нами клиентской политики можно оценить по количеству новых клиентов, пришедших к нам по рекомендациям наших старых клиентов и партнеров. Учитывая, что при отсутствии спланированных рекламных действий эффект сарафанного радио позволяет нам ежегодно увеличивать объемы финансирования в 2-3 раза и удерживать свои позиции в десятке крупнейших факторов России, можно говорить о высоком потенциале развития нашей компании.

– Как отразился кризис ликвидности на деятельности вашей компании и на рынке в целом?

– Можно сказать, что нашей компании кризис дал некоторые преимущества. В условиях возросшего спроса на услугу факторинга, что объясняется, с одной стороны, приостановкой финансирования некоторыми факторинговыми компаниями и банками, зависящими от зарубежных ресурсов, а с другой – возросшей осведомленностью клиентов о факторинге, мы смогли не только увеличивать лимиты нашим действующим клиентам, но и в полном объеме финансировать вновь привлеченных. Банк позволял нам расширять портфель ровно настолько, насколько этого требовал наш бизнес, главное чтобы новый клиент соответствовал критериям нашей методики оценки.

Если говорить о реакции на кризис рынка в целом, следует отметить, что произошел общий подъем ставок на все банковские услуги.

Еще одна тенденция, возникшая на рынке, но, к счастью, не затронувшая наших клиентов, – это ситуация со сроками финансирования. Некоторые Факторы финансировали клиентов только после погашения его дебиторами требований по предыдущим поставкам. То есть срок между подачей документов и предоставлением финансирования существенно увеличился, что неизбежно привело к возникновению непредвиденных кассовых «разрывов». Это побудило многих клиентов пересмотреть свой выбор Фактора.

Тенденции роста рынка сохранились, хотя динамика оказалась на 20-25% ниже прогнозируемой. Сказалось влияние кризиса ликвидности на мировых рынках капитала, продолжающегося с августа 2007 г. В истекшем году наблюдалось реальное повышение стоимости всех банковских услуг, а также временная приостановка финансирования клиентов некоторыми факторинговыми компаниями и банками, зависящими от зарубежных ресурсов. Тем не менее интерес инвесторов к российскому рынку факторинга растет, что обусловлено значительным ростом спроса на эту услугу: Многие компании уже убедились, что факторинг надежный и эффективный инструмент развития бизнеса, что позволяет говорить о качественном изменении отношения к факторингу в рамках рынка. Так, у ЗАО «Стройкредит Факторинг» портфель уступленных прав требований за 2007 г. вырос почти в два раза.

– Увеличивала ли ставки ваша компания?

– По ставкам сложилась двоякая ситуация. Клиенты, с которыми мы работаем давно, получают обслуживание по прежним ставкам. Это наш принцип – поддерживать партнерские отношения с клиентами. Для новых клиентов мы были вынуждены пересмотреть наши тарифные планы. Это позиция наших акционеров, и ее можно понять. В то время, когда весь рынок поднял ставки, наше желание зарабатывать меньше, сохраняя прежние ставки, выглядело бы странным. Экономическую эффективность еще никто не отменял.

– Сталкивались ли вы с попытками мошенничества ваших клиентов, и какие схемы мошенничества наиболее распространены?

– Такие попытки были по двум основным направлениям.
Первое. Компания, желая получать у нас финансирование, пытается подстроить свою систему работы под факторинговую схему и убедить нас, что она – идеальный факторинговый клиент. Если мы видим, что здесь нет возможности применить факторинг, исходя из существующего финансового состояния компании и системы ее работы, то мы подробно объясняем, почему в данный момент мы вынуждены ей отказать. Нам не жалко времени, затраченного на разъяснения, для нас важно, чтобы клиент мог сам оценить свои возможности и вернуться, когда он будет к этому готов.

Второе. По некоторым клиентам, с которыми мы работаем относительно недавно, иногда «проскакивают» накладные, по которым не было реальных отгрузок. Такие вещи мы достаточно легко отслеживаем и не финансируем. При этом мы проговариваем с клиентом данную ситуацию и объясняем, что в случае ее повторения мы будем вынуждены отказаться от работы с ним.

В нашей методике предусмотрены процедуры, которые дают возможность понять, действительно ли данная поставка существует. Мы не ставим перед собой цель «рост несмотря ни на что». Мы очень аккуратно идем по рынку, взвешивая каждое решение. У нас нормальные рыночные ставки и гарантированные условия финансирования, поэтому если нам по каким-то причинам не нравится клиент или вызывает сомнения какая-то конкретная поставка, мы, скорее, предпочтем отказать, чем финансировать.

А если говорить о мошенничестве в целом, то хотелось бы отметить одну общую для рынка тенденцию. Факторы начали достаточно активно обмениваться информацией о сомнительных клиентах, обсуждать друг с другом возможные риски. Конкуренция конкуренцией, но, во-первых, никому не нужны убытки, а, во-вторых, мы представляем одну отрасль, и если произойдет дефолт с одним из участников, это ударит по репутации всего рынка. Поэтому, с одной стороны, мы – конкуренты, а с другой – партнеры в этом бизнесе.

Еще одна тенденция: углубление сегментации рынка факторинга. Кто-то занимается только крупным бизнесом, кто-то крупным и средним, кто-то средним и малым. В ситуации, когда есть несколько относительно свободных ниш, нет смысла жестко конкурировать, можно сотрудничать и развивать рынок в целом.

– Каковы, на Ваш взгляд, основные составляющие успеха Фактора на рынке?

– Как уже было отмечено, мы считаем очень важным для Фактора наличие специализированной региональной сети, поэтому мы и начали ее развивать в прошедшем году.

Также важнейшим преимуществом является опыт работы на рынке факторинга. Мы одними из первых в России начали предлагать услуги факторинга как специализированная компания. Схема работы, которая была изначально заложена, неоднократно изменялась и совершенствовалась. Опыт, накопленный нами за годы работы, позволил выстроить качественный и понятный клиенту сервис. Это как четко налаженный механизм, который хорошо работает и не дает сбоев.

Очень важный аспект – наличие качественной IT-системы. Несколько лет назад, когда факторинговые портфели компаний и банков были сравнительно небольшими, наличие такой системы не было критичным. Была возможность вручную обрабатывать информацию по операциям, при этом вероятность ошибок оставалась несущественной. Но ручной труд в больших объемах неэффективен. Нельзя до бесконечности увеличивать число людей, занимающихся расчетами – это ставит под вопрос целесообразность деятельности Фактора. Как только размер портфеля достигает определенного критического размера, обрабатывать весь огромный массив данных без наличия высокотехнологичной информационной системы становится невозможно. Ведь хорошая IT-система не только позволяет отслеживать своевременность погашений, но и без задержек производить расчеты со всеми клиентами. Например, благодаря четкости нашей IT-системы погашения, которые приходят от дебиторов, сразу рассчитываются и в течение дня переводятся клиентам, так же как и реестры, пришедшие до 15.00, финансируются в тот же день. Это позволяет очень быстро и с минимальной вероятностью ошибок обслуживать наших клиентов.

Что касается ставок факторингового обслуживания. Раньше цена услуг действительно являлась существенным фактором конкуренции. Но в этом году ситуация изменилась. К нам пришло довольно много клиентов, которые не были удовлетворены качеством обслуживания у других Факторов, предлагавших более низкие ставки. Объясняется это просто. Когда клиент чувствует вкус к факторинговому финансированию, он закладывается под большие контракты и планирует свою деятельность на годы вперед. Если неожиданно происходит сбой финансирования, а клиент не может обеспечить выполнение условий контракта, он терпит очень большие убытки, которые несоизмеримы с теми 1-2%, которые он переплатит, чтобы гарантированно избежать таких ситуаций.

С другой стороны, у каждого клиента обычно бывает достаточно много дебиторов, и переориентировать даже часть из них на другого Фактора достаточно сложно. Клиент, скорее всего, задумается, стоит ли ради 1-2%, которые он выиграет, перейдя на обслуживание к другому Фактору, разрывать уже налаженный механизм взаимодействия между ним, его дебиторами и прежним Фактором. Он уже привык к работе по существующей технологии, уверен в лояльном отношении к нему Фактора как к постоянному клиенту.

Кроме того, клиенту довольно сложно понять, действительно ли уплаченное им факторинговое вознаграждение окажется ниже того, которое он платил прежнему Фактору (у многих участников рынка ставки не вполне прозрачны), и будет ли соотношение «цена – сервис» более удачным.

Наше основное правило – «факторинг без сюрпризов». Пятилетний опыт работы на рынке факторинга убедил нас, что это главное конкурентное преимущество.