Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Надией Черкасовой, управляющим директором
по развитию малого и среднего бизнеса НБ "ТРАСТ"

Надия Черкасова, ТРАСТ

– Ощущаете ли Вы какие-либо принципиальные изменения на рынке? Ваши оценки объемов, темпов роста, тенденций развития?

– В 2007 г. рынок малого и среднего бизнеса продолжал развиваться: появились новые игроки и новые предложения для малого и среднего бизнеса. Для того чтобы лучше понимать и отслеживать тенденции развития рынка МСБ мы в начале 2007 г. запустили уникальное в своем роде исследование – периодический опрос представителей малого и среднего бизнеса и построение на основании данных опроса индекса состояния малого и среднего бизнеса – "TRUST МСБ". К концу 2007 г. было зафиксировано повышение индекса TRUST по всем основным направлениям – микробизнес, малый бизнес и средний бизнес. Около 60% предпринимателей-участников опроса считают, что рынок МСБ увеличился, причем наибольший рост, по мнению 79% опрошенных, наблюдался в направлении среднего бизнеса.

– Каковы стимулирующие и ограничивающие факторы развития рынка кредитования малого бизнеса? Что изменилось по сравнению с прошлым годом?

– Высокий спрос на кредиты для развития бизнеса соответственно порождает предложения со стороны банков. Каждый банк самостоятельно для себя определяет стратегию работы с малым бизнесом, определяет желаемые темпы развития в данном направлении, разрабатывает и внедряет необходимые продуктовые линейки и системы оценки рисков кредитования малых предприятий. Что можно утверждать точно – сегодня рынок кредитования МСБ – это рынок покупателя. Сейчас Вы можете найти предложение на любой вкус, пару лет назад ситуация была иная: ограниченное количество банков предлагали схожие кредитные продукты для предприятий МСБ. Определенным ограничением для многих банков при выходе на рынок кредитования МСБ является малое количество региональных точек продаж – по охваченности регионов банковскими услугами Россия на порядок отстает от Европы, а ведь в настоящее время идет активное развитие малого бизнеса на региональном уровне, именно там необходимо оказывать финансовую поддержку малым предприятиям.

– Чувствуете ли Вы заинтересованность государства в развитии кредитования малого бизнеса (законодательная база, госфонды)?

– Да, государство в настоящее время делает определенные шаги в направлении поддержки данного направления: в прошлом году принят новый федеральный закон "О развитии малого и среднего предпри- нимательства в Российской Федерации", в котором даны определения "микробизнес", "средний бизнес", прописаны принципы, формы, порядок и условия предоставления государственной поддержки. В Москве и регионах появляются фонды поддержки предпринимательства, гарантийные фонды, позволяющие пред- принимателям получить ресурсы под гарантии/поручительства государства. К сожалению, пока объемы финансирования, выделяемые на данное направление со стороны государства, не велики и существенно не влияют на развитие кредитования малого бизнеса. Совершенно очевидно, что большое количество банков не смогут получить доступ к подобным программам и будут развивать кредитование малого бизнеса за счет собственных средств.

– Какие новые игроки пришли за последний год? Какие ниши они заняли? Ожесточается ли конкурентная борьба?

– За последний год достаточно много банков, как федерального масштаба, так и региональных, объявили о запуске собственных программ кредитования малого и среднего бизнеса. Также продолжают активное развитие микрофинансовые организации. В связи с этим, конечно, конкуренция обостряется, но как итог предприниматель получает возможность цивилизованного выбора из многих предложений.

– Какова рентабельность кредитования малого бизнеса в среднем по рынку? А в вашем банке?

– Рентабельность кредитования МСБ зависит от ряда факторов. С одной стороны, это то, что видно явно – цена продукта (обычно это годовая процентная ставка и комиссия за выдачу кредита), с другой стороны, это стоимость ресурсов, качество кредитного портфеля, издержки, напрямую связанные с кредитным циклом. И если цена продукта должна находиться в рыночных пределах, то реально банки могут влиять на показатель рентабельности продуктов МСБ в основном через сокращение издержек: упрощение кредитных процедур, стандартизация кредитных продуктов, увеличение эффективности персонала. Поэтому очевидно, что показатели рентабельности в разных банках могут существенно различаться.

– Ощущается ли нехватка разнообразия программ кредитования? На какие схемы финансирования малый бизнес предъявляет спрос?

– Если до 2007 г. программы кредитования МСБ были достаточно стандартны и отличались нюансами в параметрах кредитования (сумма, срок, ставки), то в прошедшем году банки все чаще стали предлагать нестандартные продукты, ориентированные не только на сумму кредита, а исходящие из целей кредита, потребностей заемщиков, требований рынка и т. п. Например, повышенным спросом в регионах пользуется беззалоговое кредитование. Ранее многим банкам сложно было представить, что возможно выдать кредит предприятию без обеспечения в виде залога, теперь это стандартный продукт на рынке. Большим спросом пользуется кредитование так называемых start-up проектов, но, на наш взгляд, подобные проекты в большей степени должны поддерживаться специальными программами на государственном уровне. С точки зрения классического подхода, используемого при оценке бизнеса МСБ, start-up сложно стандартизировать, скорее, это похоже на проектное микрофинансирование.

– Каковы конкурентные преимущества вашего банка на рынке кредитования малого бизнеса (чем отличаются кредитные продукты, предлагаемые вашим банком, от предложений других игроков)?

– По большому счету мы предоставляем услуги, сервисы, а сервисы виртуальны, их не пощупаешь. Наш сервис, наша программа отличаются от аналогичных предложений тем, что мы представляем наши услуги под единым брендом – <Служба доставки кредитов>. Все сотрудники, которые обеспечивают бесперебойную работу программы, – это менеджеры <Службы доставки кредитов>. Мы гарантируем единое качество сервиса в любом из 115 городов, где работает программа. Любой человек может позвонить по единому бесплатному номеру 8 800 200 11 99 из любой точки России и получить подробную консультацию по нашей программе, решить вопросы обслуживания в банке. А новый клиент может оставить заявку на кредит, и в тот же день наш менеджер перезвонит ему для дальнейшей работы.

– Расскажите о системе оценки предприятий из сферы малого бизнеса в вашем банке. На что в первую очередь обращается внимание при принятии решений?

– При принятии решений в первую очередь мы обращаем внимание на текущее финансовое состояние бизнеса клиента, ведь для него бизнес – это основной источник дохода, с помощью которого производятся выплаты по кредиту. Системы оценки рисков отличаются для микрокредитования (фактически мы используем параметрический скоринг) и для кредитования малого и среднего бизнеса, где наряду с анализом определенных расчетных параметров также присутствует экспертная оценка бизнеса.

– Какие ресурсы привлекаются для развития кредитования малого бизнеса? По какому принципу выделяются средства, направляемые именно на этот сегмент (остаточный, целевой и пр.)? Сказался ли сильнее именно на этом направлении кризис ликвидности по сравнению с остальными сегментами?

– В целом это зависит от стратегии и политики банка, от того, какой приоритет руководство банка отдает данному направлению. Ресурсная база, используемая банками, может быть совершенно разной: целевые средства от зарубежных инвесторов, собственные средства банка, средства, привлеченные на внутреннем рынке. Что касается НБ <ТРАСТ>, то программа кредитования МСБ имеет высокий приоритет в банке – по состоянию на сегодня мы имеем 115 точек продаж кредитов МСБ, которые активно развивали в 2007 г. Основная наша задача – предоставить предприятиям МСБ полный спектр банковских услуг, и в 2008 г. наряду с кредитованием мы также будем развивать депозитные продукты для наших клиентов, для нас это тоже дополнительные ресурсы, которые могут быть направлены на финансирование МСБ. Нельзя сказать, что кризис ликвидности сказался сильнее на сегменте МСБ, мы живем по законам рынка, где деньги – такой же товар, который имеет определенную стоимость. В зависимости от этого кредиты могут становиться дороже либо дешевле, но существенного влияния на сектор МСБ это не окажет.

– В чем особенности управления кредитными рисками применительно к малому бизнесу?

– Основная тенденция – с развитием кредитования МСБ, стандартизации кредитных процессов управление кредитными рисками в малом и среднем бизнесе переходит из стадии управления рисками на уровне заемщика к управлению рисками на уровне портфеля, где становится возможно анализировать поведение заемщиков со сходными характеристиками и на этой основе управлять рисками.

– Участвует ли ваш банк в программах микрофинансирования? Видите ли вы перспективным для себя это направление?

– Да, мы активно работаем в области микрофинансирования, у нас есть специальное предложение – кредит без залога "Бизнес-экспресс", которым могут воспользоваться предприниматели 115 городов России – 500 тыс. руб. на срок до 24 месяцев, а для клиентов с положительной кредитной историей – до 750 тыс. руб. Как показывает практика, такие кредиты наиболее востребованы по направлению микрофинансирования.

– Работает ли ваш банк со старт-апом? Если да, то каковы отличия в условиях кредитования венчурных проектов от остальных кредитных продуктов для малого бизнеса? Должны ли в принципе банки заниматься финансированием начинающих предпринимателей?

– Мы уже затронули данный вопрос чуть ранее: нет, наш банк не работает в сфере инвестиционных проектов, к которым, по сути, относятся start-up. Мы считаем, что в данном секторе должна быть синергия банков и государства. Самостоятельно банкам тяжело нести риски, связанные с подобными проектами.

– Видите ли Вы для себя перспективным развитие региональных сетей? Какова средняя стоимость открытия филиала? Могут ли выступать кредитные брокеры как альтернатива по крайне мере на первом этапе?

– Банк "ТРАСТ" входит в число лидеров по величине филиальной сети. Программа кредитования МСБ уже сейчас работает в 115 городах России. Если рынок крупнейших городов России уже насыщен, и предприниматели (да и простые обыватели) имеют возможность выбирать между множеством предложений банков, то жители более отдаленных городов пока очень часто не имеют возможности выбора. Поэтому наша стратегия – стратегия развития регионов. С точки зрения затратной части совсем необязательно повсюду открывать филиалы – у нас есть несколько типовых форматов офисов и отработанные процедуры запуска новых точек продаж. При принятии решения о запуске новой точки мы делаем экономический расчет: прогнозируем объемы продаж в заданном регионе, необходимое количество персонала и на основании данных расчетов выбираем оптимальную структуру и тип офиса.

Что касается сотрудничества с кредитными брокерами, то с прошлого года мы начали активно работать с ведущими кредитными брокерами Москвы и рассматриваем данное направление как дополнительный канал привлечения клиентов к нашей программе.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!