Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России
Щукин Дмитрий Геннадьевич, Югорская лизинговая компания

– Какие основные тенденции развития рынка лизинга Вы можете отметить в 2007 году?

– В 2007 году активно росла сеть многих крупных лизинговых компаний. Это также заметно и на тех рынках, где присутствует Югорская лизинговая компания. Во второй половине 2007 года также заметно снизилась активность лизинговых компаний. С одной стороны, это результат кризиса ликвидности, но при этом спрос на лизинг вырос как никогда, с другой стороны, это и постепенная смена политики кредитования лизинговых компаний коммерческими банками, то есть переход многих банков к проектному, инвестиционному и подобному этим видам кредитованию.

Снижение некоторой доли кредитования корпоративного бизнеса банками во второй половине 2007 года привело к поиску альтернативных источников, и те компании кто не столь активно использовал такие механизмы как лизинг, вынуждены приходить в лизинговые компании, которые в свою очередь имеют гораздо больше диверсификации по источниками привлечения.

Поэтому в 2007 году рынок лизинга с учетом экономических факторов был наиболее быстрорастущим за последнее время, но не все надежды и возможности были реализованы, как компаниями, так и клиентами.

– Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего развития всего рынка и его отдельных сегментов?

– Несмотря на некоторые последствия кризиса ликвидности, и вроде бы как отсутствие денег на рынке, хотя это не сосем верно, так как деньги есть, а инвесторы и банки находятся сейчас в ожидании, темпы роста лизинга в 2008 году не убавятся, а скорее всего даже увеличатся. Начало активного роста рынка предполагается после апреля с.г. когда будут выплачены квартальные налоги и сам финансовый рынок очертит свои возможности.

Можно ожидать уверенного роста финансирования сделок по приобретению специализированной строительной техники, коммунальной техники и оборудования в сфере ЖКХ, также предполагается увеличение количества сделок с авиа и ж/д транспортом, возможен рост лизинга недвижимости.

– Насколько, по Вашему мнению, спрос на лизинг превышает предложение?

– Это очевидно. На сколько сложно ответить. Понятно только, что в разы. Многие лизинговые компании, в том числе крупные сегодня не могут быстро профинансировать сделки. Понятно, что есть отказы клиентам по той или иной причине, но в целом на каждые 3-5 заявок сегодня финансируется один проект. С учетом роста спроса на лизинг не только как на инструмент, который дает ряд преимуществ, но и как на альтернативный источник финансирования потребностей организации, соотношение спроса и предложения еще больше увеличится.

– Какие основные проблемы и сложности на сегодняшний день сдерживают развитие и мешают работе?

– Определенные сложности возникают в работе с региональными коммерческими банками, опять же из-за непостоянства в получении кредитов. Также не всегда верно коммерческие банки подходят к оценке лизинговых компаний, а соответственно и установлению кредитных линий.

Существуют проблемы и законодательного характера при лизинге недвижимости.

– Осуществляла ли Ваша компания сделки лизинга недвижимости? Обретают ли массовый характер данные сделки?

– Компания уже осуществила ряд сделок с недвижимостью, но сделки эти единичны, доля лизинга недвижимости в портфеле действующих договоров занимает чуть более 1%. Основные сложности реализации данных проектов - это нормативно-правовые ограничения. Регламентация отношений на рынке недвижимости требует первоочередной регистрации права собственности на объект, который передается в аренду, то есть, в первую очередь, подписывается договор купли-продажи, а затем уже договор, регламентирующий арендные отношения. Но в то же время Законом о лизинге установлено, что сначала заключается договор лизинга, который и является «указанием» лизинговой компании приобрести определенное имущество у определенного поставщика. На основании договора лизинга подписывается договор купли-продажи. Таким образом, возникает противоречие, которое разрешается между лизинговой компанией и регистрирующим органом в каждом отдельном регионе по-своему, и создает серьезное препятствие для развития механизма лизинга недвижимости. При этом при всем необходимо регистрировать и саму куплю-продажу недвижимости и еще и договор лизинга. И эти все временные сложности и трудозатраты возникают при том же уровне доходности, сопоставимом или равном с передачей в лизинг автотранспорта, который относительно быстрее и дешевле. Также существуют и факторы оценки вторичной недвижимости, так как не всегда ясна история объекта и его техническое состояние, значительная разница между рыночной и балансовой стоимостью, не оформленные надлежащим образом документы, вопросы по собственности земли и т.д. Лизинговых сделок по недвижимости было бы и больше, если технически процедуры регистрации были бы просты и логичны. Отсутствие спроса на лизинг недвижимости также связан с тем, что сегодня клиенту на самом деле гораздо выгоднее получить кредит в банке и купить недвижимость с оформлением залога или заложить недвижимость в банк и получить оборотные средства.

– Какие налоговые/бухгалтерские аспекты в наибольшей степени повлияли на бизнес Вашей компании в 2007 году? Были ли у Вас проблемы, связанные с НДС, налогом на прибыль?

– Югорская лизинговая компания одна из самых прозрачных компаний в своей отрасли, которая информирует не только своих кредиторов о своей деятельности и состоянии компании, но и четко в рамках налогового законодательства исполняет все требования закона.

– Какие особенности и трудности работы существуют в отдельных регионах? Какие регионы представляются Вам наиболее интересными в дальнейшем?

– Каждый регион по-своему отличен даже от своих соседей. Где-то большая бюджетонаполняемость, где-то существенный дефицит, именно это сказывается на инвестиционном климате региона, в том числе и на инвестиционной привлекательности банков, лизинговых компаний.

С другой стороны, в каждом регионе есть и довольно существенная доля малого и среднего бизнеса, есть и какая-то определенная специализация региона. Например, в северных регионах специализация среднего бизнеса – строительство, в основном дорожное. Поэтому, учитывая все эти факторы, учитывая денежный поток в регионе, который создает бюджет, можно выходить в тот или иной регион, преодолевая какие-то сомнения или трудности. Считаю, что не бывает регионов неинтересных, кроме северного полюса. В зависимости от того, что и как продавать, успех дела предсказуем.

– Какие изменения происходят в методах и влиянии конкуренции?

– Хотелось бы отметить, что как и в любой другой отрасли влияние конкуренции постепенно переходит из плоскости конкуренции по условиям предоставления лизинга, а мы знаем, что условия сейчас отличаются незначительно, в плоскость качества, близости к клиенту и удобства обслуживания. Кто оперативнее и качественнее обслуживает клиента используя квалифицированный персонал с высокой мотивацией и максимальной вовлеченностью в развитие бизнеса клиента, от стадии подачи заявки, до стадии выкупа имущества, кто будет обладать широкими партнерским связями, тот и добьется преимущества, даже несмотря на то, что услуга может быть дороже. Но гибкость в предоставлении услуг и условиях, конечно же, никто не отменяет. Простой пример индивидуального подхода - авансовый платеж, как правило, составляет не менее 20% от стоимости приобретаемого имущества, но в индивидуальном порядке он может быть снижен. Кроме того, у клиентов есть возможность выбирать наиболее удобный график погашения платежей, учитывающий сезонность бизнеса, периодичность поступления финансовых потоков. Круг банков-партнеров лизинговой компании значителен, и в каждом конкретном случае используется наиболее подходящий источник финансирования в зависимости от объема сделки, предмета лизинга и финансового состояния предприятия.

– Разрабатываете ли Вы новые лизинговые продукты?

– Компания, как и полагает одному из лидеров рынка лизинга УрФО пристально наблюдает за основными трендами рынка, и летом 2007г. нами был внедрен новый лизинговый продукт «БЛИЦ-лизинг» - основное конкурентное преимущество, которого – принятие решения о финансировании за 24 часа. Основными потребителями продукта являются субъекты малого бизнеса. В этом продукте нашли отражение основные требования рынка, а именно стандартизация условий лизинга – фиксированный аванс, ставка удорожания, срок, максимальная стоимость предмета лизинга и минимальные требования к лизингополучателю. Данный продукт был внедрен в рамках сотрудничества с рядом поставщиков автотехники и оказался весьма востребованным.

– Что составляет основу маркетинговой политики Вашей компании? Какие методы продвижения Вы предпочитаете использовать?

– Основа маркетинговой политики заключается в повышении лояльности постоянных клиентов компании, сохранении имеющейся базы клиентов, с одновременным ее увеличением, посредством вовлечения менеджеров компании в понимание бизнеса клиента и прямой рекламы. Как показывает практика – на одного клиента в среднем приходиться не менее 2-х сделок лизинга, поэтому компания особое внимание уделяет профессиональной подготовке своих менеджеров – с помощью приглашенных специалистов проводятся специализированные тренинги и семинары, и максимальной заинтересованности менеджеров в росте благосостояния клиента.

С учетом того, что услуга лизинга сама по себе не проста – компания особое внимание уделяет сайту, который разработан специально для облегчения поиска информации и максимально насыщен необходимой информацией. Не забыты и стандартные каналы продвижения – статьи в специализированных изданиях, наружная и радио-реклама, проведение семинаров и круглых столов, разъясняющих суть лизинга, и позволяющих клиенту узнать все аспекты сделки лизинга.

– Какие факторы сегодня являются локомотивами роста? Что станет основой роста на рынке в будущем?

– Определяющим фактором роста является развитая сеть продаж услуг лизинга – это и филиалы и представительства. Чем больше лизинговых компаний представлено на территории, тем шире выбор лизингополучателя, сильнее конкуренция и сложнее жизнь «маленьких» независимых лизинговых компаний.

Также, локомотивом роста будет лизинг в таких отраслях как жилищно-коммунальное хозяйство и энергетическая отрасль, как наиболее перспективные направления. В дальнейшем года через два ожидаются пошлощения крупными лизинговыми компаниями небольших региональных компаний с персоналом и огромным стимулом к развитию. Те федеральные игроки, кто сейчас об этом думает, выиграют гораздо больше.

– Каково соотношение малого, среднего и крупного бизнеса среди Ваших клиентов? С чьей стороны наблюдается больший спрос на лизинговые услуги? Как изменился портфель компании в этом разрезе в 2007 году?

– Утвержденной нами стратегией развития предусмотрено развитие отношений с малым и средним бизнесом, поэтому в портфеле компании таких клиентов, относимых к крупному бизнесу, буквально несколько, таким образом, компанией достигается большая диверсификация портфеля договоров и снижение рисков инвесторов. 2/5 объема нового бизнеса в 2007г. занимают сделки с малым бизнесом, как правило – это индивидуальные предприниматели. Динамика роста спроса на услуги лизинга со стороны субъектов малого бизнеса, значительно превосходит стабильный рост спроса со стороны среднего бизнеса.

Доля сделок с малым бизнесом увеличилась более чем на 15%, причем возросло не только количество сделок, но и средний размер сделки, т.о. наблюдается фаза становления малого бизнеса, когда предприниматели реализовывают все более крупные проекты посредством услуг лизинга.

– Осуществляла ли Ваша компания расширение регионального присутствия?
Ощутили ли Вы движение в регионы других лизингодателей? В чем выразился эффект от роста присутствия других лизингодателей?

– Рост сети, или назовем их центрами продаж, является одним из основополагающих рычагов стратегического развития лизингового бизнеса. Среднесрочная стратегия регионального развития нашей компании подразумевает открытие филиалов и представительств компании в городах Урало-Сибирского региона. Осенью прошлого года было открыто представительство в г.Тобольске, в ноябре начал свою работу филиал в г.Томске. Территории выбраны на основе анализа, как наиболее перспективные с точки зрения продвижения услуг лизинга. В этом году планируется открытие еще пяти подразделений в Урало-Сибирском регионе. К концу 2010 года компания должна выйти на межрегиональный рынок лизинговых услуг, расширив сеть своих филиалов и представительств.

С одной стороны, многие лизинговые игроки, в основном банковские компании из первой двадцатки планомерно продвигаются на Восток. С другой стороны, рынок в регионах еще далек от насыщения услугами лизинга, поэтому жесткой конкуренции нет. Таким образом, если в регион приходят федеральные инвесторы, то есть крупные банки со своими лизинговыми компаниями, то очень активно, как бы защищаясь, активизируются и территориальные и местные банки, кредитуя именно местные лизинговые компании.

– Как отразился на Вашей компании кризис ликвидности? Произошли ли изменения в условиях привлечения финансирования для Вашей компании (объемы, ставки)?

– Если основываться на данных рейтинга лизинговых компаний по итогам девяти месяцев 2007 года, то наблюдается почти 3-х кратный рост объема нового бизнеса, относительно показателей 2006 года. На мой взгляд, столь резкий рост имеет несколько причин – это и активная региональная экспансия крупных игроков, более 40% расширили географию деятельности, и, как ни странно, последствия кризиса ликвидности. Когда банки второго и третьего эшелонов сократили объемы кредитования малого и среднего бизнеса, бизнес соответственно в некоторой степени был вынужден искать альтернативные источники финансирования. При этом необходимо учитывать, что в 2007 году наблюдалось и усиление активности банков в части кредитования лизинговых компаний.

Основные изменения, непосредственно затронувшие компанию – это конечно же, удорожание привлекаемых ресурсов. В то же время спрос на услуги значительно вырос.

– Как Вы оцениваете перспективы слияний и поглощений на российском рынке лизинга в наступившем году?

– Процесс укрупнения, поглощения и слияний – одна из перспектив рынка лизинга, так как лизинговая компания может быть небольшой, если она «карманная» или кэптивная, то есть работает при поставщике.

Как правило, такая компания выполняет в основном холдинге одну из большого набора услугу для клиента. Хотя, такие компании бывают и большими, вопрос здесь заключаются в том, работают ли компании на рынок или на свою материнскую компанию. С другой же стороны, маленькие, особенно региональные лизинговые компании не жизнеспособны, из-за отсутствия залоговой массы, недостаточности собственного капитала, что не способствует получению кредитных средств.

Лизинговый бизнес строится на постоянном поиске дополнительных средств финансирования. Поэтому для работы на рынке лизинга компании необходимо быть надежным заемщиком и иметь положительную кредитную историю, обладать первоначальным диверсифицированным лизинговым портфелем, опытом и иметь хотя бы краткосрочную стратегию развития. Маленьким компаниям обладать всем этим это очень сложно. Поэтому в скором времени на рынке так или иначе пойдут поглощения крупными лизинговыми компаниями портфелей небольших региональных лизинговых компаний с уже имеющимся персоналом.