Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России
Карасев Михаил Валентинович, ЛизингПромХолд

– Какие основные тенденции развития рынка лизинга Вы можете отметить в 2007 году?

– В 2007 году рынок лизинга сохранил хорошие темпы роста, несмотря на определенные проблемы в сфере экономики. Все большее число руководителей предприятий понимают, как работают лизинговые схемы и почему это выгоднее, чем приобретение основных средств за счет кредитных ресурсов.

В 2007 году был особенно заметен рост рынка грузового автотранспорта. Грузовая техника в качестве объекта лизинга в настоящее время весьма востребована. Тенденция роста цен на отечественную технику уже сейчас привела к тому, что разница в стоимости по сравнению с импортными аналогами стала небольшой, а вот срок службы импортной техники в два раза больше отечественной, что естественно сказывается на выборе клиентов.

Высокий рост объема лизинговых операций наблюдался в сфере транспортного строительства, что объясняется низким сроком окупаемости и ликвидностью оборудования, передаваемого в лизинг. Спрос на лизинг спецтехники за 2007 год вырос втрое. Двигателем этого сегмента является лизинг строительной техники, который, в свою очередь, подталкивает реализация национального проекта «Доступное жилье» и общее увеличение объемов строительных работ практически во всех регионах страны.

Заметно увеличился объем сделок с энергетическим оборудованием. Существенно усиливаются позиции авиатехники в структуре лизинговых активов. Стремительно начал расти сегмент деревообрабатывающего оборудования.

Финансовый кризис на глобальных рынках, так или иначе, задел Россию. Это привело к тому, что во второй половине 2007 года какое-то время было сложно получить инвестиционные ресурсы всем игрокам. На сегодняшний день на рынке сохраняется достаточно высокая конкуренция, однако состав основных участников существенно не меняется, полагаю основные изменения можно ожидать в 2008 году, как последствия кризиса ликвидности.

Для компании «ЛизингПромХолд» 2007 год был очень результативным и насыщенным: приятно отметить относительно низкий уровень просрочек лизинговых платежей и наличие устойчивых источников финансирования.

– Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего развития всего рынка и его отдельных сегментов?

– Последние несколько лет отличались благоприятными макроэкономическими условиями и ростом российской экономики. Однако, по моим ощущениям, период крайне интенсивного роста закончился, и один из пиков развития отечественного лизингового рынка пройден. Можно ожидать развитие рынка и в будущем, но темпы его прироста будут снижаться.

Импульсом к дальнейшему развитию рынка лизинговых услуг в России может стать активная поддержка со стороны государственных органов, прежде всего это изменение в законодательстве: необходимо введение понятия оперативного лизинга и поправки, регулирующие налогообложение лизинговых компаний.

На пике роста рынка лизинга - в 2002-2003 гг. – стало появляться много лизинговых компаний, что было обусловлено в основном возможностью доступа к иностранным источникам финансирования, однако сейчас, в ситуации кризиса ликвидности, компании, не имеющие в основе портфеля собственные средства, либо хорошую поддержку российских инвесторов, могут заметно уступить свои позиции. Дело в том, что определенный процент российских лизинговых компаний отличается неустойчивостью и даже временное сжатие ликвидности на российском рынке может стать катастрофой для многих из них. Те же компании, чьи позиции останутся неизменными, полагаю, ожидают самые радужные перспективы, поскольку лизинг становится все более востребованной услугой, и показатели его будут расти.

Что касается сегментации рынка, в настоящее время особенно сильна конкуренция в сегменте лизинга легковых автомобилей. Лизинг в российском топливно-энергетическом комплексе используется давно, однако, сталкиваясь с естественными монополиями и бюджетным финансированием, развитие бизнеса в данном сегменте идет крайне медленно. Возможности финансовой аренды в этой отрасли еще не исчерпаны. В 2007 году государство определило топливным и энергетическим компаниям задачу по привлечению рыночных инвестиций, что, вероятнее всего, даст толчок к развитию лизинга в данном сегменте.

– Насколько, по Вашему мнению, спрос на лизинг превышает предложение?

– Сегодня на рынке, по данным ассоциации Рослизинг, услугу предлагают более 400 компаний. При этом спрос превышает предложение. Спрос со стороны небольших частных компаний намного выше предложения. Такой перевес образовался благодаря развитию вторичного рынка оборудования, когда для многих предприятий малого и среднего бизнеса появилась возможность воспользоваться услугой лизинга, и желающих оказалось очень много.

Спрос со стороны коммунального хозяйства во много раз перекрывает предложение лизингодателей. Коммуникации и оборудование многих объектов ЖКХ в России безнадежно устарели и сильно изношены. В энергетике уже давно существует проблема – недостаток мощностей, крупные и средние города испытывают колоссальный дефицит энергии.

Как вариант финансового лизинга, интерес, а, соответственно, и спрос, вызывает у клиентов схема возвратного лизинга.

На мой взгляд, кризис ликвидности может спровоцировать повторение ситуации лета 2004 года, когда доступность кредитных ресурсов банков уменьшилась, вследствие чего лизинговые компании не смогли в полной мере отработать спрос.

– Какие основные проблемы и сложности на сегодняшний день сдерживают развитие и мешают работе?

– В России до сих пор отсутствует четкое и однозначное регулирование порядка учета лизинговых операций. Повышенное внимание со стороны налоговиков и их подход к лизингу как к виду деятельности, ориентированному на уклонение от налогов, серьезно осложняет развитие рынка. Часто возникают сложности даже с принятием к зачету уплаченного НДС, в частности, из-за неправильного оформлениями поставщиками первичных документов.

Основной проблемой, сдерживающей развитие лизинга, является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики. До сих пор недоработаны некоторые положения Закона «О финансовой аренде (лизинге)». Это касается использования изъятого имущества – его дальнейшей передачи в лизинг, порядок исчисления и возмещения НДС, порядок завершения договора лизинга. Существуют определенные трудности при изъятии объекта лизинга у неплатежеспособного лизингополучателя, а также последующая реализация многих видов объектов лизинга на вторичном рынке. Зачастую, для того, чтобы избежать этой процедуры лизинговые компании готовы реструктурировать график платежей.

Существуют противоречия в законодательстве, которые тормозят развитие лизинга недвижимости. Компании, желающие работать в этой сфере, сразу же сталкиваются со сложностями при оформлении собственности на землю — в соответствии с Законом о лизинге земельные участки не могут быть переданы в лизинг. При этом по действующему законодательству отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. В результате сделки финансовой аренды с недвижимостью становятся более запутанными, дорогостоящими и проблематичными. Также препятствием для развития сегмента лизинга недвижимости является также отсутствие нормативной базы, регулирующей вопросы государственной регистрации договоров лизинга недвижимого имущества. Применяемая по аналогии нормативная база в сфере ЕГРП - государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не учитывает многих аспектов лизинга как разновидности инвестиционной деятельности.

– Осуществляла ли Ваша компания сделки лизинга недвижимости? Обретают ли массовый характер данные сделки?

– Рынок коммерческой недвижимости на сегодняшний день крайне незначителен, в общем объеме лизинговых операций он составляет чуть больше 2%. Особый интерес к данной услуге проявляют представители малого и среднего бизнеса, которые не в состоянии приобрести недвижимость за счет собственных средств. Выгода лизинга недвижимости в том, что можно существенно сократить выплаты по налогу на прибыль заведения.

У нас не было опыта работы в сфере недвижимости, но разработки есть. Полагаю, данный сегмент лизинга может иметь неплохие перспективы при условии устранения противоречий в законодательстве.

– Какие налоговые/бухгалтерские аспекты в наибольшей степени повлияли на бизнес Вашей компании в 2007 году? Были ли у Вас проблемы, связанные с НДС, налогом на прибыль?

– Возмещение НДС…. сколько копий уже сломано по решению этой проблемы. С одной стороны, существует право на возмещение НДС, но с другой стороны, это право еще надо отстоять. А для этого лизингодателям приходится тщательно следить не только за своими документами, но и за бумагами партнеров.

Поскольку в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса РФ, перед возмещением НДС лизинговые компании должны пройти трехмесячную камеральную проверку, уплачивая при этом налоги за следующие периоды, часть денег при такой процедуре «зависает», а это, как правило, все заемные ресурсы, за пользование которыми приходится выплачивать проценты. Компания «ЛизингПромХолд» активно расширяет свой портфель, в связи с этим, такие проверки становятся практически ежемесячными, они отнимают много сил и времени. Более того, результат вовсе не гарантирован. Причиной отказа в возмещении НДС может стать, например, отсутствие (или, наоборот, наличие) места подписания акта ввода в эксплуатацию в акте или иные незначительные детали, которые используются налоговиками в качестве аргумента для отказа в возмещении НДС. Также много вопросов возникает при оформлении сделок возвратного лизинга. Нам известно, что некоторые компании сознательно идут на снижение своей конкурентоспособности, отказываясь от заключения сделок по возвратному лизингу.

Если в предыдущие года лизинговые компании столкнулись с проверками налога на добавленную стоимость, то в 2007 году налоговые органы тщательно проверяли налог на прибыль.

– Какие особенности и трудности работы существуют в отдельных регионах? Какие регионы представляются Вам наиболее интересными в дальнейшем?

– Движение в регионы – одно из направлений развития бизнеса. Лизинговым компаниям, созданным при банках, развивать свой бизнес на региональных рынках гораздо проще. Это обусловлено наличием филиальной сети банков. У компании «ЛизингПромХолд» есть преимущество в развитии бизнеса в этом направлении, благодаря развитой региональной сети МДМ-банка.

Если говорить о специфике региональных рынков, безусловно, существует разница в темпах развития: региональные рынки лизинга отстают от столицы на 2-3 года. Региональное направление для развития бизнеса я считаю весьма перспективным. Полагаю, что в ближайшие несколько лет именно региональные рынки лизинга покажут хорошие темпы роста.

Особенностью работы в "провинции" зачастую становится необходимость приспосабливаться к менее прозрачным (по сравнению с крупными мегаполисами) принципам ведения бизнеса местных организаций, их финансовой отчетности. Подобный подход заставляет лизинговые компании изобретать новые системы оценки ликвидности бизнеса потенциальных клиентов.

Как специфику регионов можно рассматривать появление проектов, основанных на господдержке, когда договор финансовой аренды заключается, учитывая городские субсидии.

– Какие изменения происходят в методах и влиянии конкуренции?

– Конкуренция в отрасли приобрела свою специфику в различных сегментах лизинга. Появилась тенденция к выбору приоритетных направлений, лизинговые компании постепенно уходят от универсальности. Лидирующие игроки рынка выбирают свою нишу: часть компаний специализируются на автолизинге, некоторые своим приоритетным направлением выбирают полиграфическое оборудование, есть компании, приступившие к освоению рынка лизинга коммерческой недвижимости. Полагаю, можно ожидать появления на рынке, так называемых «отраслевых монополистов».

Относительно методов конкуренции: снижать до бесконечного минимума ставки и увеличивать сроки финансирования – уже немодный маркетинговый ход. Рост конкуренции на рынке стимулирует лизинговые компании к комплексности предоставляемых услуг: помощь в подборе поставщиков, консультирование клиентов по правовым, таможенным, бухгалтерским вопросам, а также услуги по организации транспортировки, страхования и осуществление таможенного оформления, взаимодействие с государственными регулирующими и регистрационными органами. Лизингополучатели, которые обращаются к системе лизинга повторно, выбирают партнеров именно по принципу комплексности предоставляемых услуг уже на опыте проверив, насколько это важно.

Еще одним серьезным конкурентным преимуществом является источник финансирования, лизинговые компании стремятся расширить количество этих источников самыми разнообразными способами. Очевидно, что компании, созданные при банках, имеют в этом плане более выигрышные позиции.

– Разрабатываете ли Вы новые лизинговые продукты?

– Мы работаем над новыми лизинговыми продуктами. В 2007 году для компании «ЛизингПромХолд» ключевым фактором успеха стало развитие программы упрощенной оценки лизингополучателя (скоринг), что позволило поставить на поток заключение небольших по стоимости договоров. Считаю, что на сегодняшний день крупные лизинговые компании обладают достаточным объемом информации, чтобы оперативно оценить достоверность платежеспособности клиента, а, следовательно, заявки на лизинговое обслуживание можно обрабатывать гораздо быстрее.

– Что составляет основу маркетинговой политики Вашей компании? Какие методы продвижения Вы предпочитаете использовать?

– Маркетинг целиком и полностью зависит от потребителя, от его потребностей и запросов. Безусловно, очень важно не только привлечь новых клиентов, но и таким образом предоставить услугу, чтобы продолжить сотрудничество в будущем. Соответственно нашей внутренней статистике, доля повторных обращений клиентов в «ЛизингПромХолд» составляет порядка 60% от заключаемых договоров, что говорит о высоком качестве предоставляемых услуг и степени удовлетворенности клиентов. Платежеспособность и надежность таких клиентов уже проверена, что позволяет гораздо проще и быстрее оформить новый договор лизинга.

В условиях возросшей конкуренции «пассивное» привлечение лизингополучателей путем снижения ставок удорожания и размера аванса лизинговой сделки становится уже недостаточно эффективным. Немаловажно наличие у лизинговых компаний партнерских отношений с поставщиками и производителями, что дает свои, весьма ощутимые конкурентные преимущества. Личный опыт показывает, что среди первичных контрактов большой процент обращений составляют клиенты, пришедшие по рекомендации поставщиков оборудования. Компания «ЛизингПромХолд» стремится к установлению тесных связей со многими поставщиками и прямыми производителями автомобилей, спецтехники и оборудования, что позволяет предложить клиентам наиболее выгодные условия финансовой аренды и сократить сроки поставок.

Время высоких технологий диктует свои правила, и предоставление всей необходимой информации посредством сети Интернет стало неотъемлемым условием успешного развития бизнеса. Поскольку сайты лизинговых компаний посещают не только настоящие и потенциальные клиенты, но и поставщики, банки, страховые компании, а также потенциальные инвесторы, важно структурировать подачу информации для каждой из этих групп.

– Какие факторы сегодня являются локомотивами роста? Что станет основой роста на рынке в будущем?

– В России рынок сотрудничества с предприятиями из отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) только начинает зарождаться, хотя для западных лизинговых компаний это направление давно уже стало прибыльным. Наиболее востребована финансовая аренда специализированной и уборочной техники, а также общественного транспорта для нужд муниципалитетов. Предприятия, пользующиеся финансовой арендой, легко выигрывают тендеры, проводимые администрациями районов, товариществами собственников жилья и другими заказчиками, потому что приобретая в лизинг технику, они существенно экономят на налогах, не отягощая баланс займами и кредитами. Поэтому государственные программы и инвестиции в ЖКХ могут стать хорошей основой для привлечения частных лизингодателей.

На мой взгляд, весьма перспективен рынок лизинга энергетического оборудования, однако существуют проблемы, связанные с оценкой рисков, а также ликвидностью предмета лизинга при финансировании: в случае неплатежей клиента и последующего разрыва контракта, сданное в лизинг энергетическое оборудование будет крайне сложно и дорого изъять. Расходы на демонтаж придется погашать лизингодателю. При этом ему же придется искать покупателя на эту технику, что влечет за собой расходы на временное хранение имущества. Подержанная техника продается со значительным дисконтом, а значит, лизингодатель в итоге не может покрыть расходы по расторгнутой сделке и остается с весомым убытком. В связи с этим, очень важна поддержка местных структур государственной власти, что будет дополнительным гарантом возврата вложенных в проект средств и упростит процедуру анализа рисков и принятия решения лизингодателя по сделке.

Большой потенциал роста у телекоммуникационной отрасли.

В автолизинге увеличится доля оперативного лизинга, большую активность будут проявлять кэптивные компании, принадлежащие автопроизводителям. На рынке строительной техники также начнется развитие оперативного лизинга.

– Каково соотношение малого, среднего и крупного бизнеса среди Ваших клиентов? С чьей стороны наблюдается больший спрос на лизинговые услуги? Как изменился портфель компании в этом разрезе в 2007 году?

– По сравнению с предыдущими периодами портфель компании «ЛизингПромХолд» кардинально изменился: если в 2005 году основу нашего бизнеса составляли крупные клиенты, то в 2007 году мы сконцентрировали внимание на привлечении клиентов малого и среднего бизнеса. По итогам 2007 года портфель ООО «ЛизингПромХолд» сформирован следующим образом: до 90% составляют предприятия малого бизнеса, 10% - средний бизнес. Такой курс выбран не случайно: в мировой практике лизинг является инструментом преимущественно для малого и среднего бизнеса. Также немаловажную роль здесь играет и диверсификация лизингового портфеля.

В целом на рынке наблюдается общая тенденция переориентации на малый и средний бизнес, что делает лизинг все более приоритетным механизмом финансирования реального сектора экономики. Для средних и малых предприятий лизинг порой является единственной возможностью инвестиций в основные средства. Большой интерес у лизингополучателей вызывает возвратный лизинг, который позволяет лизингополучателю привлечь необходимые оборотные средства, оставаясь пользователем объекта. Такой вариант очень удобен для компаний, которые срочно нуждаются в оборотных средствах.

– Осуществляла ли Ваша компания расширение регионального присутствия?
Ощутили ли Вы движение в регионы других лизингодателей? В чем выразился эффект от роста присутствия других лизингодателей?

– На мой взгляд, продвижение в регионы идет стремительными темпами. Как правило, лизинговые компании, созданные при банках, имеют в этом плане некоторые преимущества, например, развитая региональная сеть большинства банков и их переориентация на малый и средний бизнес, что делает лизинг все более приоритетным механизмом финансирования реального сектора экономики.

В 2007 году компания «ЛизингПромХолд» продолжила развитие бизнеса и открыла еще 2 филиала в Дальневосточном регионе – в городах Иркутск и Новосибирск. Решение об открытии офиса именно в Сибирском регионе обусловлено в первую очередь его большим потенциалом. Сибирский регион - один из наиболее динамично развивающихся, с сильной экономикой, в котором наряду с крупными предприятиями сложился крепкий средний бизнес. Спрос на лизинговые продукты здесь очень высок, а лизинговых компаний, способных предложить удовлетворительный продукт – мало.

– Как отразился на Вашей компании кризис ликвидности? Произошли ли изменения в условиях привлечения финансирования для Вашей компании (объемы, ставки)?

– Стоимость лизинга медленно увеличивается. Если первые "банковские волнения" начались еще летом минувшего года, то лизинговые компании отреагировали на изменение стоимости ресурсов несколько позднее — повышение ставок началось с октября 2007 года. Пик паники пришелся на «черный понедельник» - 21 января 2008 года. Именно тогда появились мрачные прогнозы Джорджа Сороса, утверждающие, что мир очутился на пороге самого глубокого кризиса за последние шесть десятилетий.

В условиях глобальной нестабильности инвесторы стараются избегать рисков и придерживают ликвидные средства. Дефицит и дороговизна кредитных ресурсов становятся проблемой не только для малого и среднего бизнеса. Накопленные средства Россия размещает на Западе. Там же до недавнего времени активно кредитовался российский бизнес. Теперь же, когда на «мировом дворе» бушует кризис, появилось мнение «а почему бы не финансировать потребности экономики без посредников?». С точки зрения стратегии вопрос кредитования экономику из государственных резервов весьма спорный, - накопленные деньги нужнее для развития инфраструктуры и человеческого капитала. Но в сложившейся ситуации у правительства может просто не остаться другого выхода. В нынешнем году появилась реальная угроза замедления экономического роста, поэтому государственные инвестиции - самый лучший способ ее нейтрализовать.

Средний рост ставок на рынке уже составил около 2%, как следствие, лизинговые компании увеличивают среднее удорожание ровно на те же 2%. И хотя часть лизингодателей до сих пор заявляет о сохранении прежней стоимости своих услуг, некоторые из них приостановили сделки с организациями малого бизнеса, поскольку банки закрыли лимиты на такие сделки, считая их высокорисковыми. Более того, появилась тенденция к увеличению нижней планки стоимости договоров лизинга — иногда даже в два раза, — чтобы отсечь "мелкие сделки". Для компании «ЛизингПромХолд» ставка удорожания зависит, прежде всего, от суммы и условий договора — крупным лизингополучателям, заключающим договоры на солидные суммы, мы стараемся сохранять прежние ставки.

– Как Вы оцениваете перспективы слияний и поглощений на российском рынке лизинга в наступившем году?

– Сокращение количества игроков неизбежно. На лизинговом рынке, как и в целом в экономике России, сейчас идет концентрация капитала, а мелким компаниям всегда сложнее находить финансирование.

Консолидация рынка приведет к исчезновению мелких компаний в результате банкротства либо поглощения, а вот для лидеров эта ситуация будет способствовать усилению конкуренции и, как следствие, повышению качества услуг. Объединение портфелей – это возможность выйти на новые региональные рынки, освоить новые сегменты и нарастить объемы сделок. Неплохой вариант развития бизнеса.