Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Индия, которую мы пока еще не потеряли

Григорий Марченко
(неопубликованная статья 2000 г.)

История и география

Григорий Марченко

Полуостров Индостан, на котором расположена Индия, недаром называют субконтинентом. Фактически он представляет собой часть древнейшего протоконтинента (загадочной Гондваны), прибитую дрейфом к Азиатскому материку. Этот дрейф Индостана и стал причиной возникновения крупнейшей и высочайшей горной системы мира – Гималаев, а также периодических землетрясений, последнее из которых произошло на севере Индии, в штате Гуджарат, в конце января 2000 года.

Характерной особенностью современной Индии является необычайное разнообразие растительного и животного мира. Но не менее разнообразен и этнокультурный «ландшафт» страны.

Индия – самая многонациональная страна в мире, что стало результатом многотысячелетнего смешения коренных австралоидных народов с приходившими сюда с севера, востока и запада европеоидными и монголоидными народами.

Первой в конце III тысячелетия до нашей эры на территории современной Северо-Западной Индии и Пакистана возникла Харрапская городская культура, которая просуществовала почти тысячелетие. Предполагается, что ее исчезновение связано с пришествием кочевых племен северных варваров из южнорусских степей, Приуралья и Прикаспия. Затем на территории Индии свои государства создавали последовательно арабы (Делийский султанат), тимуриды, а с 1526 года по 1858 год – Великие Моголы, на смену которым пришли англичане. Сначала это была Британская Ост-Индская компания, а после восстания сипаев в 1857-1860 годах власть перешла к британскому правительству.

В эпоху британского владычества территория современной Индии состояла, можно сказать, из двух административно-территориальных частей. Первая часть – 8 провинций, составлявших так называемую Британскую Индию. Это были крупные территориальные образования, занимавшие основные пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, — Бомбей, Западная Беналия, Мадрас, Бихар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, и в экономическом отношении они играли главную роль. Вторую часть образовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимости от британской короны и именовались Туземной Индией. Среди них было несколько крупных княжеств — Раджпутана, Хайдерабад, Кашмир. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и даже мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные помещичьи усадьбы. В совокупности «туземные» княжества занимали 1/3 территории Индии, на которой концентрировалось примерно 1/4 ее населения. Как правило, и провинции, и княжества имели разноязыкий состав населения, что препятствовало национальной консолидации народов Индии.

Федерация по-индийски

Современная Индия, независимость которой была провозглашена 26 января 1950 года, – федеративное государство (по конституции – союз штатов).

Индия, как и Россия, относится к числу так называемых полиэтнических федераций – наиболее сложноустроенному типу государств. Над такими государствами постоянно, с большей или меньшей актуальностью, висит угроза распада. Поэтому управление такими государствами, сохранение их целостности является своего рода политическим искусством, не терпящим заурядных лидеров, какими могут себе позволить быть некоторые президенты США.

История становления федеративного государственного устройства Индии довольно сложна и к тому же уходит своими корнями в далекое прошлое. Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодальной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раздробленности.

Еще с конца XIX века одним из требований нараставшего национально-освободительного движения стала ликвидация княжеств и образование провинций по лингвистическому (национальному) признаку. Наиболее последовательно образование провинций поддерживалось партией «Индийский национальный конгресс», но, придя к власти, эта партия не могла не считаться с очень сложными межнациональными отношениями в стране. Поэтому административно-территориальные реформы проводились в Индии постепенно, от этапа к этапу.

На первом этапе (1947–1956 годы) основной административно-территориальной единицей Индии стал штат. Всего было выделено 27 штатов, которые подразделялись на четыре группы (категории). В группу А вошли бывшие британские провинции, получившие законодательные и исполнительные органы власти и управляющиеся губернаторами. В группу В вошли бывшие княжества и союзы княжеств, во главе которых стояли так называемые раджпрамукхи, избираемые раджами из своей среды с последующим утверждением их президентом. К группе С были отнесены образованные из более мелких княжеств так называемые комиссарские штаты, управляющиеся комиссарами или лейтенант-губернаторами, к группе Д – Андаманские и Никобарские острова.

На втором этапе, который начался в 1956 году, произошли более радикальные изменения в направлении укрупнения сетки административно-территориального деления и формирования более однородных в национальном отношении административных единиц. Основной такой единицей в Индии остался штат, причем штаты уже не подразделялись на группы (категории). Более сильно изменились административные границы в Южной Индии, несколько меньше – в центральной и северной частях страны. Но особенно важно, что на этом этапе возникли 14 штатов, сформированных по принципу лингвистического (национального) единства. Наряду со штатами был определен статус нескольких союзных территорий, управление которыми находилось в ведении президента Индии.

Третий этап административной реформы характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по территории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб – на штаты Пенджаб и Харьяну. Во-вторых, образованием «малых» штатов, объединяющих небольшие народы. Так на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш), Манипури, Мизорам, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере – Химачал-Прадеш. Образование подобных «малых» штатов, в большинстве своем выросших из союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации малых народов Индии.

В настоящее время Индия состоит из 25 равноправных штатов и помимо этого еще 7 союзных территорий. Индийские штаты представляют собой крупные административно-территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Это значит, что границы штатов более или менее точно совпадают с границами расселения народов Индии, и в каждом штате главную часть населения образует «свой» народ, степень преобладания которого варьируется от 100% в Ассаме (ассамцы) до 1/2 в Джамму и Кашмире (кашмирцы). В отличие от России в Индии лишь штаты Джамму и Кашмир имеют собственную конституцию.

Государство и общество

По своему политическому устройству Индия является парламентской республикой, в которой федеральное правительство формируется большинством голосов нижней палаты парламента (Лок Сабха — Народная палата). Президент Индии, хотя и считается главой исполнительной власти, контролирует её лишь номинально. На практике его главная задача — поддержание политической устойчивости в стране и единства федерации. Интересы штатов в центре представляет верхняя палата парламента (Раджья Сабха — Совет штатов), которую возглавляет вице-президент.

Сейчас в стране, по различным оценкам, насчитывается от 1 до 1,6 тысяч этнических групп, говорящих на своих языках и диалектах. Из них более 70% говорят на языках индоарийской группы (хинди, урду, маратхи, бенгали и др.), а также на дравидийских языках (тамильский, телугу, каннада, малаялам и др.). Всего же насчитывается 18 так называемых зарегистрированных языков, занесенных в специальное приложение к Конституции Индии.

Если же учесть, что народы Индии используют 24 различных вида письменности, основанных на санскритской и арабо-персидской графике, то возникает законный вопрос – как они вообще понимают друг друга? Все языки-то не выучишь. Ведь вспомним, что у нас в России политики ломают копья из-за официального двуязычия в республиках.

Большинство населения страны исповедуют индуизм (83%), 12% населения (более 100 млн человек) – ислам, 20 млн человек – христианство. Около 1% населения исповедуют буддизм и джайнизм. В штате Пенджаб население исповедует сикхскую религию – синтез индуизма и ислама. Кроме того, в индуистской части общества сохранились де-факто отмененные де-юре остатки кастовой структуры (более 3 тысяч каст).

«Многослойное» индийское общество кажется, на первый взгляд, несравнимо более раздробленным и взрывоопасным по сравнению с российским. Действительно, то в одной части страны, то в другой внезапно вспыхивают локальные межэтнические и межконфессиональные конфликты. Националистические движения сепаратистской направленности в различных формах периодически усиливаются в таких штатах, как Кашмир, Мизорам, Тамилнаду, Нага-Прадеш и др.

В настоящее время как Индия, так и Пакистан ведут борьбу с попыткой выделения разделенного между ними Кашмира в независимое государство. Совместно со Шри- Ланкой Индия противодействует созданию тамильского государства в Шри-Ланке с последующим возможным его расширением за счет населенного тамилами юга Индии (штат Тамилнаду). Идея сепаратизма широко поддерживается в Раджастхане, населенном преимущественно сикхами.

Проблема сохранения единства страны

Мы видим, что проблем у Индии гораздо больше, чем у России. Сложнее и внутриполитическое положение, и внешнеполитическое. Тем не менее Индия уже более полувека успешно существует как единое государство на территории, где никогда до этого единого государства не было. Фактически современная Индия – это новый и беспрецедентный государственный феномен, из существования которого можно извлечь полезные уроки и для новой России. Единство индийского государства, на мой взгляд, поддерживается несколькими основными факторами.

Во-первых, это внешние факторы, связанные с неурегулированностью взаимоотношений с Пакистаном и Китаем. Раньше это называлось враждебным окружением. Известно много примеров из истории, когда враждебное окружение становилось наиболее мощным фактором консолидации страны. Индии в этом отношении «повезло» – его не нужно придумывать, это реальный фактор существования страны. Индо-китайская и несколько индо-пакистанских войн и пограничных конфликтов, а также ситуация в Кашмире на десятилетия заморозили отношения Индии с ее наиболее крупными соседями. Однако после отделения Бангладеша от Пакистана и образования лояльного к Индии государства геополитическое положение страны существенно улучшилось, можно сказать, потеряло критический характер. С военной точки зрения с 1973 года Пакистан перестал быть равным для Индии соперником. Последующая взаимная демонстрация двух стран способностей по созданию собственного ядерного оружия, похоже, отрезвила политиков обеих государств. Как признак новой фазы отношений бывших непримиримых врагов следует отметить если не совместные усилия по борьбе с сепаратизмом в Кашмире, то по крайней мере близость позиций двух стран по этому вопросу.

Еще Шарль Монтескье сделал вывод о том, что малые страны гибнут из-за внешних сил, а большие – вследствие внутренних конфликтов. Поэтому второй фактор, обеспечивающий единство страны, – последовательная политика индийской правящей элиты, направленная на создание обстановки гражданского согласия в стране. Как это ни парадоксально, этому способствует перенаселенность страны. Все пригодные для жизни территории уже заселены. Любой конфликт в случае его обострения вызовет массовые жертвы как среди виноватых, так и среди правых. В то же время ни один народ, ни одна этническая группа не могут рассчитывать на бескровное выделение территории своего компактного проживания из состава страны. Естественно, что основная масса населения противится как национальному, так и религиозному экстремизму.

Первая забота государства – это борьба с терроризмом. Гибель от их рук двух премьер-министров, Индиры и Раджива Ганди, похоже, навсегда научила индийские власти бдительности. В столице и в аэропортах постоянно демонстрируется готовность силовых структур к противодействию террористическим акциям. У ворот всех государственных учреждений оборудованы укрепленные блок-посты. Каждый въезжающий автомобиль независимо от его принадлежности тщательно обыскивается и осматривается с помощью специального приспособления на наличие взрывных устройств, прикрепленных к днищу. Кстати, это приспособление в виде зеркала на двух колесиках с металлической ручкой очень пригодилось бы и у нас.

Второе направление – последовательная федерализация страны. В момент своего создания Индия представляла собой конгломерат провинций Британской Индии и относительно самостоятельных княжеств. Кроме того, на территории страны сохранялись небольшие португальские (Диу, Даман, Гоа) и французские колонии (Пондишери). Постепенно местные феодалы были отправлены в «почетную отставку», статус и система управления всеми территориями были унифицированы.

Третье направление деятельности государства – ликвидация чрезмерных социально-экономических контрастов между богатыми и бедными штатами и союзными территориями. Первоначальная контрастность в Индии схожа с нашей. По площади территории индийские штаты различаются в 120 раз, а по численности населения – в 340 раз. К примеру, субъекты РФ по территории (без Москвы и Санкт-Петербурга) различаются в 390 раз, а по численности населения – в 450 раз. Но у нас усилия правительства по достижению территориально «равенства и справедливости» почему-то приводят к обратному результату. Так, политика межбюджетного выравнивания привела к росту различий в уровне расходов бюджета на душу населения в субъектах Федерации с 14,6 раз в 1996 году до 22,7 раза в 1999 году. В Индии же все наоборот: в 1997-1998 годах эта величина составляла 27 раз, в 1998-1999 годах – 18 раз, в 1999-2000 годах – 12 раз. То есть у них получается, а у нас – «как всегда». Может, учиться надо у Индии, а не у Европы?

Наконец, возможно, основной фактор государственного единства – английский язык. Именно в Индии начинаешь понимать, что такое «язык межнационального общения» для существования единого государства. Можно, конечно, как в Швейцарии, выучить все четыре официальных языка этой страны и, что называется, в ус не дуть. Но, думаю, что не только для многих обычных людей, но и для системы образования такое количество языков, по-видимому, предел возможного.

Тем не менее в некоторых штатах Индии трех-четырехязычие – норма. Например, в Хайдарабаде (штат Андхра-Прадеш) практически все надписи в городе сделаны на четырех языках: хинди (санскритская графика, государственный язык), телугу (санскритская графика, официальный язык штата), урду (арабская графика, один из «зарегистрированных языков» мусульманской части населения штата), английском (латинская графика, государственный язык).

Поэтому следует признать, что для Индии наряду с хинди английский язык, которым владеет не только вся элита и средний класс страны, но и подавляющая часть городского населения, является государственным вовсе не потому, что это «наследие тяжких колониальных времен». Без английского языка Индия не состоялась бы как единое государство.

Экономический «остров»

Индия занимает пятое место в мире по объему ВВП. По данным журнала EUROMONEY за сентябрь 2000 года, Индия занимает 59-е место в мире по инвестиционной привлекательности, в то время как Россия – лишь 95-е.

Находясь на перекрестке мировых торговых путей, Индия представляет собой, по сути, экономический «остров». Природные преграды и историко-политические противоречия не способствовали развитию интенсивных транспортных связей с приграничными Пакистаном, Китаем и Бирмой. В более дальнем зарубежье у развивающейся Индии нет серьезных торгово-экономических партнеров, как вследствие небольшой величины стран (например, Австралия, население которой немногим больше населения крупнейшего индийского города Калькутты), так и из-за их экономической слабости (Бангладеш, Иран, страны Восточной Африки). Кроме того, такие потенциально мощные торгово-экономические партнеры Индии, как Индонезия и Пакистан, также стремятся к развитию импортозамещения и насыщению внутреннего рынка собственной продукцией. Показательно, что доля стран бассейна Индийского океана в общем объеме внешней торговли Индии не превышает 15-20%.

Каким же образом Индия на протяжении полувека сохраняет и укрепляет не только свое единство, но и обеспечивает стабильный экономический рост и высокие темпы научно-технического прогресса?

С первых лет независимости в экономике был принят «курс Неру», сущность которого состояла в следующем:

  • осуществление поддержки национального предпринимательства, его защита от иностранной конкуренции;
  • государственное регулирование частного сектора;
  • жёсткий контроль над финансовыми операциями;
  • в государственном секторе – преимущественное развитие основных отраслей тяжёлой промышленности и энергетики.

 

Это привело к гипертрофированному и, на мой взгляд, доведенному до абсурда «аргентинскому варианту» импортозамещения. Сейчас в Индии производится все свое – от зубных щеток до автомобилей, компьютеров, самолетов и космической техники. За кадром остается вопрос о себестоимости этой продукции и, главное, о качестве. Подавляющее большинство индийских товаров явно проигрывают зарубежным аналогам, поскольку в стране, по сути, не существует системы контроля качества продукции. Однако проблема занятости и обеспечения основной массы населения с низкими доходами непритязательными отечественными товарами, похоже, решена.

Закрытая экономика оказала влияние и на медленную эволюцию индийского общества. На взгляд постороннего европеизированного наблюдателя, характер экономического развития притормозил развитие общества. Сравнивая Индию с Россией, напрашиваются аналогии: в политической жизни – с нашими 80-ми годами, в науке – с 70-ми, в технике – с 60-ми годами, во взглядах на нравственность – с хрущевской «оттепелью» конца 50-х годов. Впрочем стране с многотысячелетней историей, возможно, некуда спешить. Однако территориальная и экономическая полуизоляция страны от внешнего мира все больше размывается, прежде всего, благодаря процессу глобализации. Этот процесс для Индии, как для России, таит в себе как преимущества, так и определенные опасности, но, прежде всего, массу вопросов, на которые общество и государство должны сами себе ответить.

Вампиры и жертвы глобализации

Если до 1987 года каталоги Библиотеки Конгресса США не зарегистрировали ни одного издания, в заголовке которого было бы упомянуто слово «глобализация», то с начала 90-х годов приток таких работ начал увеличиваться как снежный ком. Несмотря на различные толкования этого понятия, трудно отрицать, что человечество переживает период интенсивного нарастания своей целостности, формирования общемировых экономических, политических и культурных систем, объединяющих не только отдельные государства, но и социально-культурные и религиозные общности. Однако Всемирный экономический форум в Давосе 2000 года ярко высветил противоречия между лидерами глобализации и аутсайдерами, «вампирами» и их «жертвами». Бывший президент Бразилии Фернанду Кардозу охарактеризовал экономическую политику ведущих капиталистических держав как новый апартеид. И здесь вопрос не только в уровне экономического развития, поскольку та же Бразилия – отнюдь не Бангладеш и занимает 8-9 место в мире по объему ВВП. Отстающими или, если больше нравится, догоняющими оказались страны-интраверты с десятилетиями закрытой или полузакрытой экономикой, возможности для развития которой без включения в мировой рынок исчерпаны. Основной урок Давоса для таких стран – нужно играть активную роль в глобализации, становиться из объекта субъектом этого процесса. Для этого надо двигаться дальше, нельзя долго пребывать в экономической полуизоляции.

И в последние десятилетия «островное» экономическое положение страны и накопленный экономический потенциал сыграли роль стимулов в вовлечении индийской экономики в мирохозяйственные связи и процесс глобализации. С 1991 года в Индии проводится экономическая реформа, направленная на ослабление государственного контроля над частным бизнесом, и осуществляется приватизация некоторых государственных предприятий. Тем не менее основные контуры прежней политики государства не изменяются, включая государственное планирование экономического и социального развития. За последнее десятилетие XX века экспорт страны вырос в 5 раз, а импорт – в 3,5 раза. Но если география импорта изменилась не столь существенно, то экспортная ориентация экономики страны приняла очевидный прозападный уклон. Доля Западной Европы и Северной Америки достигла половины общего объема экспорта Индии в 1999–2000 годах и выросла с 1990–1991 годов на 7 процентных пунктов (см. таблицы).

Таблица 1. Ведущие страны индийского экспорта (в % от общего объема экспорта страны)

1990-1991 гг. % 1999-2000 гг. %
CCCР 16,14 США 22,70
США 14,73 Гонконг 6,79
Япония 9,33 Великобритания 5,98
Германия 7,83 ОАЭ 5,71
Великобритания 6,53 Германия 4,79
Бельгия 3,87 Япония 4,53
Гонконг 3,29 Бельгия 3,67
Италия 3,08 Италия 3,10
ОАЭ 2,42 СНГ 2,91
Франция 2,35 Франция 2,45

Таблица 1. Ведущие страны-импортеры Индии (в % от общего объема экспорта страны)

1990-1991 гг. % 1999-2000 гг. %
США 2,14 США 7,69
Германия 8,04 Бельгия 7,36
Япония 7,51 Великобритания 5,78
Саудовская Аравия 6,71 Япония 4,99
Великобритания 6,70 Саудовская Аравия 4,81
Бельгия 6,29 ОАЭ 4,53
СССР 5,90 Малайзия 4,36
ОАЭ 4,40 Германия 3,95
Австралия 3,39 Кувейт 3,30
Сингапур 3,31 Сингапур 3,19

Вторым крупным экономическим партнером Индии являются страны Персидского залива, прежде всего, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Это партнерство крепнет и в связи с тем, что в этих странах работает значительное число индийцев, квалифицированных рабочих и инженеров, преимущественно мусульманского вероисповедания.

«Хинди-руси бхай-бхай?»

Российское влияние в Индии пока еще ощутимо, но знания о России и интерес к ней в общей массе населения носят уже в значительной мере реликтовый характер. Постепенно исчезают из магазинов книги русских писателей, остаются лишь названия улиц да памятники.

Все же самое поразительное в современной Индии – это то, как много людей знают русский язык. Такое впечатление, что практически в каждом учреждении, магазине, общественном месте всегда можно найти одного-двух индусов, говорящих по-русски. Причем неплохо говорящих, не коверкающих язык.

Оказывается, несмотря на все внутренние и внешние катаклизмы, в Индии продолжает работать Российский культурный центр, и при нем действуют курсы русского языка. По состоянию на 1 сентября 2000 года обучение на них прошли уже более 15 тыс. человек. Среди них преподаватели вузов и школ, ученые, студенты, бизнесмены, представители разных профессий и социальных групп, проявляющие интерес к русской культуре и языку. Среди выпускников курсов дочь бывшего премьер-министра Индии Р. Ганди, сын бывшего министра МВД Б. Сингха, дочь бывшего президента Индии А. Нараянана, известные индийские киноактрисы П. Кхаре и Д. Чатарджи, сотрудники и дети дипломатов зарубежных посольств. Курсы русского языка сотрудничают с ведущими вузами, где имеются сильные кафедры русистики. Среди них Делийский университет, Университет им. Джавахарлала Неру, Институт русского языка им. д-ра Балиги (Бхопал). Укрепляются связи и рабочие контакты с преподавательским составом школ и колледжей, в которых преподают русский язык.

Вместе с тем распространение русского языка в Индии сталкивается с большими сложностями. Престижность изучения русского языка продолжает снижаться, сокращается количество изучающих его студентов и школьников, резко ощущается нехватка учебно-методических пособий, новых материалов и разработок, уже длительное время отсутствует практика обмена преподавателями между российскими и индийскими университетами и институтами.

Социальный состав слушателей курсов русского языка на протяжении последних лет определяется интересом к деловому сотрудничеству с Россией в сфере среднего и малого бизнеса. Основной контингент курсов – это молодые бизнесмены, предполагающие работать в России или в Индии с российскими партнерами.

Упущенные годы эпохи перемен?

Какая роль уготована России и Индии, на что они могут претендовать, и что можно сделать, чтобы занять достойное место в новом миропорядке? Россию и Индию объединяет то, что они обе являются «жертвами» глобализации в американской версии. Последние десятилетия наши страны были заняты решением своих проблем. Результат – Россия и Индия поменялись местами в мировом сообществе и, казалось бы, не нуждаются друг в друге. Об этом свидетельствует и динамика объемов внешней торговли между нашими странами. Если в начале 90-х годов СССР был крупнейшим торговым партнером Индии, то к концу десятилетия страны СНГ стали лишь 9-ми по экспорту и 12-ми по импорту.

В то же время глобализация – это мощная сила, притягивающая государства и народы друг к другу. Нужно научиться ее использовать для своего блага. Например, Россия и Индия могли бы объединить свои усилия в процессе создания многополярного мира.

Несмотря на замороженность контактов, между нашими странами сохранился потенциал взаимного тяготения. А теперь оказалось, что хоть мы и развивались в значительной степени независимо друг от друга, но столкнулись со схожими проблемами. В научно-технической сфере – это создание (в Индии) или возрождение (в России) научно-технического потенциала; в экономике – проблема создания конкурентной среды в условиях импортозамещения; в инфраструктуре – проблема создания современной транспортной сети (дороги); в демографической – ускоренный рост мусульманского населения; в социальной сфере – бедность значительной массы населения; в политической – борьба с сепаратизмом и терроризмом.

Начинает развиваться и совместное экономическое сотрудничество. К числу основных проектов экономического сотрудничества можно отнести строительство АЭС «Куданкулам», а также участие индийцев в нефтедобыче на Сахалине и Газпрома в освоении газового месторождения на шельфе в Бенгальском заливе.

Главный координатор развития двусторонних контактов по широкому кругу направлений – Межправительственная Российско-Индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (МПК). В сентябре 1999 года представителями России, Индии и Ирана в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о развитии Международного транспортного коридора «Север – Юг». Стабильно прочные связи с Индией сохраняются и в области военно-технического сотрудничества.

Новым шагом в развитии взаимного сотрудничества стало подписание в октябре 2000 года межправительственного соглашения между Россией и Индией о принципах сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными правительствами штатов и союзных территорий Республики Индии.

Для дальнейшего развития российско-индийских отношений нужна стратегическая программа взаимного сотрудничества. В ней нужно предусмотреть не только вопросы межгосударственных отношений, но и вопросы участия и помощи государств в развитии социальных, научных и экономических контактов негосударственных организаций и частных лиц. Созданный с участием «Эксперта» Деловой Совет по Сотрудничеству с Индией как раз и является таким негосударственным институтом развития взаимовыгодного сотрудничества.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!