Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Потребительское кредитование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Потребительское кредитование в России

Андресов Юрий Николаевич

– Как изменился рынок потребительского кредитования в первой половине 2011 года? Какие основные события и тенденции вы выделяете?

В первой половине года большинство игроков рынка понизили ставки, которые достигли адекватного текущему состоянию рынка уровня. Дальнейшей тенденции к их сокращению нет, во втором квартале произошли коррекция условий кредитования – увеличились суммы и сроки кредитов.

Кредиты наличными растут быстрее, чем POS-кредиты. В первом полугодии POS-кредиты выросли незначительно и показали динамику ниже, чем мы ожидали. Мы связываем это с тем, что первое полугодие – это традиционно низкий сезон для этого вида кредитования. Основной рост произойдет во втором полугодии. Сначала всплеск ожидается в сентябре, затем в  новогодние праздники. Второй причиной более медленного роста рынка является то, что из портфелей банков начали выбывать кредиты, выданные в прошлом году. Летом прошлого года рынок POS-кредитов показывал рекордные показатели роста. Теперь, за счет выбытия этих кредитов из портфеля, происходит снижение в этом году.

Другой тенденцией является развитие альтернативных каналов продаж. Многие банки сегодня развивают новые каналы, которые позволяют быть ближе к клиентам и их потребностям – там, где у людей может возникнуть потребность в получении кредита – в торговых центрах и сетях партнеров.

За счет развития новых механизмов выдачи наличных кредитов, банковские отделения стали мобильнее и предлагают свои услуги там, где ранее это было невозможно. Например, перечисление средств на партнерские карты – проект компании Евросеть Кукуруза, который оказался очень успешным. Второе направление развития розничных каналов - моментальное перечисление кредитных средств на собственные дебетовые карты.

На рынке POS можно также выделить развитие альтернативных сегментов кредитования, которые ранее не были охвачены – автозапчасти, мебель, строительные материалы, одежда. Проникновение кредитования в этих сегментах продолжает расти.

– Какие перестановки наблюдаются среди ведущих участников рынка? Как изменится конкуренция после возможного выхода Сбербанка на рынок POS-кредитования?

– Было существенное изменение рынка в момент кризиса. В кризис нам удалось значительно укрепить свои пизиции на рынке, поскольку, в отличие от конкурентов, мы не приостанавливали выдачу кредитов. Мы закрыли автокредитование и ипотеку, и сконцентрировались на POS-кредитования и кредитах наличными. Что касается потребительского кредитования, по версии агентства Frank Research Group на сегодняшний день мы занимаем лидирующие позиции. В сегменте кредитов наличными лидируют государственные банки.

Что касается выхода крупного государственного банка на рынок POS-кредитования, мы не ожидаем, что ситуация изменится коренным образом. В этом бизнесе, как и в традиционном ритейле необходимы развитые каналы дистрибуции и отлаженные процессы, выстраивание которых требует времени и затрат. Я не вспомню прецедентов из международного опыта, когда госбанки смогли бы в короткие сроки продемонстрировать успехи в сегменте потребительского кредитования. Дистрибуция и выстраивание всех процессов не делаются за одну минуту. Потребуются вложения и время, чтобы заключить партнерские взаимоотношения, нанять персонал, выстроить процессы.

– А почему госбанки не очень успешны в этом сегменте? О чем свидетельствует международный опыт? О том, что этот сегмент не интересен госбанкам? Они пытаются, но не получается?

– Этот сегмент специфичен. Во-первых, мы достаточно долго выстраивали дистрибуцию, чтобы предлагать наши кредиты в 51 000 точек продаж по всей России. Во-вторых, это высокорисковый сегмент. А риски влияют на процентные ставки и на подход к кредитованию – требуется выстроить многие процессы: от выдачи до коллекш. Это другая компетенция. За рубежом государственному банку пока не удавалось добиться успехов на этом рынке. Может быть, российский банк станет первопроходцем.

– Как активная деятельность микрофинансовых организаций будет влиять на позиции традиционных розничных банков? Вы ощущаете конкуренцию с их стороны?

-Микрофинансовые организации занимают ничтожную долю на рынке кредитования, и мы не чувствуем конкуренции с их стороны, даже в регионах. Микрофинансирование работало и раньше, до закона о микрофинансовых организациях, в форме кооперативов, касс взаимопомощи.

– Вы полагаете, что у банков и микрофинансовых организаций совершенно разная клиентская база? Сейчас банком ничего не угрожает. На протяжении следующих 2-3 лет что-то изменится?

–Мы работаем в иной нише, объемы другие, поэтому конкуренция с их стороны не существенна.

Т.е клиенты микрофинансовых организации – это более низкий сегмент? Ведь сейчас банки тоже готовы работать с клиентами с доходами ниже среднего уровня?

– Подход, который используют микрофинансовые организации - другой. Мы ориентируемся на широкую аудиторию, предлагаем массовые продукты для всех россиян. Микрофинансовые организации сосредоточены на клиентах с неподтвержденными доходами, а доля таких кредитов меньше.

– Каким образом сложившаяся судебная практика (в части правомерности взимания комиссий по кредитам) и многочисленные претензии Роспотребнадзора к банкам отражаются на развитии потребительского кредитования? Какие меры предпринимает Ваш Банк для минимизации подобных рисков?

– Стремясь к прозрачности и понятному ценообразованию, мы отказались от единовременных и периодически взимаемых комиссий. Комиссии и связанные с ними судебные дела негативно влияют на имидж потребительского кредитования в целом.

– До кризиса высокая маржинальность рынка обеспечивалась за счет комиссий, штрафов, пеней. В связи с нападками Высшего арбитражного суда не отразится ли это на рентабельности сектора и заинтересованности банков в его развитии? Или, с другой стороны, они решат остаться на рынке, но заменить комиссии чем-то другим? Есть например, добровольное страхование, которое реально превращается в вынужденное.

После кризиса рентабельность снижается, поскольку снижаются риски и процентные ставки, и это не связано с отменой комиссий. Что касается страховок, это строго добровольная услуга, ее наличие или отсутствие не влияет на решение банка о выдаче кредита. Не смотря на то, что рентабельность снижается, потребительское кредитование, будет оставаться прибыльным – вопрос только в опыте и умении грамотно работать в этом сегменте. В России еще очень большой потенциал для кредитования населения. Если у нас показатель объема задолженности физических лиц перед банками составляет 9,1% от ВВП, то в США он доходит до 84,9%. Потенциал огромный, даже не смотря на то, что большая часть задолженности в США приходится на ипотеку и автокредиты.

– Ваш банк на своем примере не испытал массу исков заемщиков по поводу возврата начисленных комиссий по кредитам?

– Нет.

– Сейчас готовится закон о потребительском кредитовании. Там планируется расписать все возможные услуги, предоставляемые банками.

– Мы приветствуем и поддерживаем эту инициативу. Любые правила – это правила. Если есть единое правовое поле, единые стандарты, по которым все банки будут работать, это будет только на пользу всей отрасли и позволит избежать многих вопросов, связанных с регулированием. Сложность в том, что сегодня потребительское кредитование регулируется с одной стороны Законом о защите прав потребителей, а с другой – Законом о банковской деятельности, что во многом усложняет работу в отрасли. Если появится закон, который будет учитывать особенности потребительского кредитования, это позволит повысить эффективность розничного сегмента.

– Вы входите в группу иностранных банков. Опираясь на опыт нахождения вашего банка за рубежом, насколько там развита практика в части взимания комиссий? По сравнению с нашим рынком у них комиссии регламентированы жестче?

– В Европе комиссии банка вполне законны, и предусмотрены законодательством. Есть услуги банка, и есть установленный за ее предоставление тариф.

– Перейдем к вопросам про ваш банк. По сегментации клиентов на кого он ориентирован? Уровень доходов, возраст, социальный статус.

– У нас существует собственная стратегия в построении розничного банка, есть видение, куда двигаться. Мы работаем более 9 лет на рынке, в нашей клиентской базе более 20 млн человек, это около 1/3 российских домохозяйств.

Я бы не стал говорить о точных возрасте, доходе, социальном статусе. Хоум Кредит – массовый банк, и наши услуги предназначены для удовлетворения  потребностей широкого круга клиентов - физических лиц. У нас нет программ для малого и среднего бизнеса. Мы не собираемся заниматься корпоративным бизнесом. Мы розничный банк и предоставляем услуги для простых людей – студентов, рабочих, менеджеров, инженеров, пенсионеров, фактически всех, за исключением, может быть, олигархов.

– Клиенты, которые берут кредит наличными и POS-кредитование, тут есть какое-то различие? Или нет четкого разделения по статусу, возрасту?

– Я бы сказал, что это больше зависит от потребностей, а не от статуса, возраста или дохода. Если нужно купить технику, то проще и выгоднее взять кредит прямо в точке продаж. Если говорить о кредитах наличными – это более комплексное решение финансового вопроса - свадьба, стройка, ремонт, это живые деньги, которых не хватает.

– То есть в POS-кредитовании не выделяется какой-то определенный сегмент спонтанных людей, например, по возрасту, которые приходят в магазин и у которых возникает желание купить продукт?

– Нет. Пример тому – наша прошлогодняя акция «0-0-24». Это одна из самых успешных акций на рынке. Это кредит без переплаты и первоначального взноса на 2 года. Оценив удобство и выгоду продукта, благодаря рекламной поддержке, предложением воспользовались более 300 тысяч человек. Нельзя сказать, что этим продуктом воспользовался определенный сегмент потребителей. Нам удалось привлечь, в том числе, тех, кто ранее никогда не брал кредиты. Люди, которые тщательно взвешивают свои покупки и расходы, оценили акцию и приняли решение приобрести товар в кредит.  Первыми клиентами, которые воспользовались акцией, были топ-менеджеры «Эльдорадо», потому что они понимали, что кредит выгодный. Как в этом случае сегментировать потребителей по продуктам?

– Существуют ли в Вашем Банке программы поддержки лояльности  постоянных клиентов?

–Мы предлагаем более выгодные условия кредитования тем клиентам, кто ранее брал, и успешно погасил кредит. Это пониженная ставка, минимальный пакет документов, увеличенные суммы. Мы можем оценить их платежеспособность, поэтому предлагаем более привлекательные условия.

Недавно мы предложили новую услугу TOP-UP.  Клиент, уже имеющий кредит в банке, может получить дополнительные средства, часть которых пойдет на погашение старого кредита, а вторую часть он сможет использовать по своему усмотрению. Раньше, если нашему клиенту был нужен кредит, он должен был оформлять еще один договор, вносить несколько платежей, и следить за датами погашения, что, конечно, было не очень удобно. Теперь наши заемщики могут просто получить TOP-UP - больше денежных средств без увеличения размера ежемесячного платежа.

– Это услуга будет действовать только для повторных клиентов?

– Да, для тех, которые уже имеют кредит в нашем банке.

– Каково Ваше мнение о новом способе снижения рисков с помощью системы «индивидуальная цена для каждого заемщика» (Risk-Based Pricing)?

– Надо отметить, что для Банка Хоум Кредит этот подход не является инновационным. Наша бизнес-модель была изначально построена на этой системе. В стоимость кредитов заложена рисковая составляющая.

Ставка, например, зависит от товара, который приобретает заемщик. При кредите наличными, ставка зависит от количества документов, которые предоставит клиент. Чем больше документов - тем ниже ставка.

– Зависит только от количества документов? Или ставка по кредиту, выдаваемого на покупку  кухни будет ниже, чем ставка на покупку дорогого мобильника?

– Зависит и от товара. На кухню ставка будет ниже, чем на мобильный телефон, который, например, легче перепродать.

– Ваши прогнозы: как будет развиваться рынок в 2011–2012 годах? Как вы будете выглядеть в эти годы?

– Я бы выделил несколько основных направлений, в рамках которых ожидается качественное изменение рынка.

В первую очередь я бы хотел отметить низкий охват банковскими услугами населения России.  В нашей стране много городов с небольшим населением, где практически нет банков, но где есть спрос на банковские услуги – кредиты, депозиты, пластиковые карты. Это открывает большое поля для конкуренции среди розничных банков. В ближайшие годы активное развитие розничных сетей банков будет происходить именно в регионах.

Будет совершенствоваться технологическая платформа, внедряться инновации. Уже сегодня на рынке есть гибкие продукты, максимально соответствующие потребностям клиентов, которых ранее не было. Выдача кредитов в течение 15 минут, интернет-банкинг, сеть терминалов и банкоматов, многое другое.

Еще одним направлением развития является клиентский сервис. Банкам нужно еще многому научиться в этом направлении.

– К докризисным параметрам мы вернемся или это случится еще не скоро?

– Рынок потребительского кредитования в обоих сегментах – POS и кредиты наличными по объемам превысил докризисные показатели уже в конце 2010 года. Что касается темпов прироста, достичь докризисных показателей вряд ли удастся. Прирост составит ориентировочно 15% в POS сегменте и около 20% в сегменте кредитов наличными.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!