Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Анатолий Сандимиров, генеральный директор ООО «РЕСО-Мед»

Сандимиров Анатолий Петрович

– Анатолий Петрович, в чем Вы видите недостатки и достоинства существующей системы ОМС?

– В 1991 году Верховный Совет РСФСР принимает закон, который называется «О медицинском стра ховании граждан в Российской Федерации». Закон декларативный, естественно, потому что медицин ского страхования фактически еще нет, но оно должно быть введено. В 1993 году, ввиду того, что за кон надо реализовывать, Виктор Степанович Черномырдин подписывает Постановление № 1018. В нем впервые возникает такое понятие, как фонды ОМС, помимо страховых медицинских организаций. В нем указывается, что страховые взносы производятся в размере 3,6%, в том числе 3,4% в территориаль ный фонд и 0,2% – в федеральный.

В результате к началу 1994 года в качестве финансовокредитных организаций создано большинство территориальных фондов ОМС.

До того все знали о том, что существует здравоохранение, которое нужно финансировать, и финансировали его по бюджету. Бюджет – это документ, который регламентирует то, каким образом конкретный орган власти, то есть Министерство финансов, переводит деньги, а исполнитель бюджета финансирует конкретные учреждения. Именно учреждения, не коммерческие организации, а организации, исполня ющие какието функции. Вот лечебное учреждение выполняет соответствующие функции. Но система ОМС по закону предполагает, что лечебное учреждение является не организацией, которая работает в бюджете, а организацией, которая зарабатывает деньги: оказывает услуги и получает за них деньги. В 1994 году лечебные учреждения стали зарабатывать. Точнее, должны были начать.

После этого в 1994 году был принят закон «О медицинском страховании», который зафиксировал возникшие реалии.

Суть ситуации сводится к тому, что как хозяйственные субъекты лечебные учреждения все равно зажаты. Нет никаких механизмов, позволяющих им получать прибыль, развиваться и оказывать более эффективную, высококачественную помощь. Они разбиты по потокам. Все это сделано под эгидой ме дицинского страхования, хотя идея самого медицинского страхования состоит в одном: есть организа цияпрофессиональный «покупатель» медицинской помощи, которая занимается тем, что торгуется с лечебными учреждениями на предмет того, как за меньшие деньги можно сделать более качественную медицинскую помощь.

Еще одна проблема – неэффективный способ финансирования медицинских учреждений. Нас заставляют финансировать таким запрограммированным потоком, чтобы деньги в лечебное учреждение все равно поступали. В результате получаются перекосы, которые в обычной экономике должны привести к тому, что обычная больница должна либо закрываться, либо сокращаться и жить по средствам, либо две больницы в этом городе должны объединиться в одну и жить подругому, оказывать более интен сивную и более качественную медицинскую помощь. Но сейчас такие варианты не рассматриваются. Сложилась ситуация, когда общество в целом содержит лечебное учреждение, а его персонал на этом зарабатывает деньги. Вроде бы есть больница, при ней есть клиника, оборудование, капитальные вло жения в здание. И это используется часто для незаконного получения денег с населения.

По моему глубокому убеждению, если мы сейчас не поменяем схему, не введем механизмы конку ренции между лечебными учреждениями, когда будет нормальная конкурентная борьба между больни цами и граждане отовсюду смогут свободно попадать в любую клинику, то для пациентов ничего не из менится, сколько бы не вкладывали средств в здравоохранение.

– Вы уже начали говорить о том, какой Вы видите идеальную систему ОМС. Давайте обри суем то, что должно быть.

– Схема должна быть динамичной, развиваемой, достаточно адекватно реагирующей на изменения, в первую очередь экономические.

– Давайте по порядку. Есть 80 с лишним систем медицинского страхования, что с ними делать? Ведь должны быть единые стандарты. Есть общероссийский стандарт, но каждый регион при этом может придумать свои стандарты, которые не ниже этих, но все равно получается, что у каждого региона свои стандарты, а если человек из одного региона попадает в другой, тогда уже начинаются проблемы.

– Да, и на самом деле это противоречит в первую очередь принципу равенства граждан.

– И что же тогда делать? Выработать единый стандарт для всех?

– Да, безусловно. В виде законодательного акта, который должен постоянно обновляться. В законе не льзя прописать все стандарты, но это должен быть документ на уровне закона. Существуют организации, которые отвечают за это, например, Госстандарт. Новые медицинские достижения, новые медицинские препараты должны автоматически проходить стандартную комиссию и вноситься в новый регламент.

– То есть нужно создать единый перечень услуг. Но тогда нужно ли водить какието единые стандарты оплаты?

– Обязательно.

– Тогда может возникнуть такая же проблема, как в случае с медицинскими препаратами.

– Не может, поскольку тариф на медицинскую услугу должен включать в себя реальные затраты ле чебного учреждения. Они все, естественно, работают в разных экономических условиях. Возможно, не обходимы территориальные районные коэффициенты. Например, стандарт для сельской больницы или удаленной амбулатории, работающей в системе ОМС, должен быть выше, потому что там имеют место дополнительные затраты. На доставку лекарств, перевязки, консультационные расходы, на связь с уч реждением более высокого уровня и т. д.

– Но все же учесть невозможно.

– Почему? Учесть все реально. На самом деле учесть нужно определенную стоимость. Государство готово заплатить за основные виды наименований. Основные группы диагнозов разбиваются весьма стандартно. И каждая из них должна стоить столькото. Есть такой термин «законченный случай». Сто имость законченного случая должна включать в себя не только затраты медицинского персонала, но и медицинскую логистику.

– Мне кажется, что лучше, если стоимость является рыночной.

– Я и говорю о рыночной стоимости.

– Вы имеете ввиду определение минимальной фиксированной стоимости?

– Нет. Стоимость должна фиксироваться на определенный период, потому что нет возможности оп латить каждый месяц по новой стоимости. Но стоимости разных ЛПУ должны конкурировать между со бой. Должна быть вилка стоимости, и стоимость должна покрывать все расходы, а страховая медицин ская организация должна иметь возможность предлагать своим клиентам лучшее качество лечения по лучшей цене. Стоимость должна быть рыночной, и должен быть механизм ее стабилизации на опреде ленный период.

То есть раз в год фонд в качестве страхователя, страховщики, заключившие договоры со всеми ле чебными учреждениями, и представители лечебных учреждений начинают договариваться о стоимости и количестве операций на эту сумму.

– Скажите, а почему в системе ОМС обязательно должен существовать ФОМС? Почему ра ботодатель напрямую не может платить в страховую медицинскую организацию?

– По логике, работодатель должен платить напрямую в СМО, но эти сборы имеют налоговый характер.

– Разве сейчас это не взносы?

– У них налоговый характер, обязательный. Любой предприниматель скажет, что ЕСН – налог на зар плату – это форма налога. И без функций единого консолидируемого страхователя в условиях налого вого характера страховых взносов мы не обойдемся. Функция федерального фонда к этому и сводится. Он формирует правила игры, защищающие застрахованных, для того, чтобы страховые организации не занимались повышением рентабельности за счет селекции тех или иных секторов рынка. Это важней шая функция.

– Если всетаки страхователи получат реальное право выбирать СМО, наверняка появится группа граждан, не определившихся с выбором. Как их будут распределять?

– А они очень быстро определятся. Вы приходите в медицинское учреждение, а вас просят предъявить полис. И вам приходится обратиться в страховую организацию. А дальше уже начинается конкуренция.

– Можно ли создать систему, при которой человек может выбирать между ДМС и ОМС?

– Эта система должна быть в первую очередь публичной. Каждый гражданин при обращении в ре гистратуру должен сообщить о том, какие услуги, на какую сумму он планирует получить в учреждении по программе ОМС. Он должен иметь в легком доступе открытый перечень предлагаемых медицинских процедур. А врач должен определять, как это заболевание лечить: дешевым препаратом и сэкономить себе тариф, но пациент при этом будет дольше лечиться, или более дорогим препаратом, но сократить время лечения. При отсутствии стандартизации возникает серьезная проблема так называемого гипер лечения. Например, врач назвал диагноз и назначил лечение, а пациент не поверил этому врачу и пошел к другому. Вот это должно быть уже за деньги. Тогда либо он и страховщик доказывают, что это плохой доктор, он неправильно лечит, либо любое повторное обращение четко фиксируется и отсекается.

– Вот всетаки по поводу ДМС давайте решим, как должно быть: ДМС – альтернатива или дополнение?

– Любое лечебное учреждение, работающее в системе ОМС, должно вешать у себя табличку «Ра ботаю в системе ОМС». Если здесь предоставляются еще платные услуги, то, соответственно, человек, пришедший туда с полисами ОМС и ДМС, понимает, что при выписке счета в регистратуре у него часть услуг будет покрываться полисом ОМС, а часть, то есть дополнительные сервисные услуги, – полисом ДМС. Отдельная палата, телевизор, компьютер оплачиваются по программе ДМС. На рынке ДМС долж ны работать компании, профессиональные в медицинском страховании, то есть работающие и в ОМС, и в ДМС. Проблемы перепутывания денег между разными системами нет. Деньги в ОМС и ДМС прохо дят по отдельным каналам и идут на отдельные счета. Допустим, в лечебное учреждение обращаются и говорят: «Я заплачу больше, но хочу, чтобы меня обслужили без очереди». Минздрав право оказывать услуги подобным образом у лечебных учреждений отбирает. Но проблему решить очень просто. Давай те мы примем стандарты, пропишем их и скажем, сколько что стоит, чтобы каждый это понимал. Есть нестандартные ситуации, но на самом деле они решаемы, конечно, при желании их решать.

– Допустим, работодатель хочет купить для своего работника полис ДМС, но при этом он еще и обязан заплатить деньги по ОМС. А почему нельзя эти деньги, которые он платит по ОМС, ис пользовать для покупки полиса ДМС?

– Разница в том, что когда работодатель покупает полис ДМС, он по полису имеет программу меди цинского страхования, в которой прописано, в каких лечебных учреждениях будет оказываться медицин ская помощь. Соответственно, если медицинские организации будут иметь право работать одновремен но в системе ОМС и ДМС, то программа с участием таких лечебных учреждений будет автоматически дешевле. Если нет, то тогда, извините, вы никак их не сведете. Это право работодателя.

Минздрав считает, что нужно запретить СМО заниматься ДМС, а лечебным учреждениям, работаю щим в системе ОМС, оказывать платные услуги. Он прекрасно отдает себе отчет в том, что в Москве еще можно както разделить лечебные учреждения по принципу их участия или неучастия в системе ОМС. Региональные больницы, оказывающие помощь в любом субъекте, являются практически моно польными. И если вы их убираете из потока платных услуг или ДМС, то вы в первую очередь нарушае те право граждан на получение более высококачественной медицинской помощи. А главное – лишаете эти больницы возможности самостоятельно развиваться за счет как раз таки дополнительных денег. Создавая такого рода запреты, мы готовим благоприятную почву для развития коррупции. Та же самая история с лекарствами. Есть запрет на превышение цены, и что дальше? И цена выше, и никто не сле дует этому запрету.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!