Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Страхование строительно-монтажных рисков и госконтрактов: импульс к развитию

 


КАРТА ПРОЕКТА
Страхование строительно-монтажных рисков и госконтрактов: импульс к развитию
Александр Миллерман

Александр Самуилович, расскажите, пожалуйста, как развивался рынок страхования СМР в последние десятилетия?

Страховой рынок начал формироваться в начале 90-х годов прошлого века. До этого периода рынка как такого не было, а были два страховщика-монополиста, разделявшие между собой сферы деятельности. Страховались в основном работы, ведущиеся в рамках зарубежных контрактов.

Первый этап развития страхового рынка можно назвать научно-техническим, так как в этот период накапливалась информация, обобщались лучшие мировые практики, готовились правила и документы, по которым можно было работать. Тогда же появилась и наша компания, которая была создана крупнейшими на тот период игроками строительного рынка, вовремя оценившими перспективность страхования строительно-монтажных рисков.

Началом второго этапа развития рынка можно считать 1995 год, когда, с одной стороны, московское правительство стало внедрять страховые механизмы в московском строительном комплексе, а с другой стороны, появились серьезные строительные проекты. Для нас это было страхование работ по реконструкции Московской кольцевой автодороги. В этот период сначала в Москве, потом постепенно и в регионах у федеральных заказчиков и регулирующих ведомств стали появляться нормативные документы и рекомендации, касающиеся страхования.

Следующий этап, период подъема экономики и реализации крупных строительных проектов по всей стране, начался в 2002-2003 годах. В этот время происходит уже почти повсеместное внедрение страхования СМР в строительные проекты государственных заказчиков, появляется интерес к страхованию у частных инвесторов, страховые выплаты, как по страхованию имущества, так и по страхованию ответственности, перестают быть редкостью, а становятся нормой жизни.

Последний период – период кризиса, когда рынок страхования СМР сократился вместе со всей экономикой. Но уже в 2010 году мы наблюдаем начало восстановления рынка.

Какие законодательные документы определяют функционирование рынка страхования СМР?

Прежде всего, это общие для всей страховой отрасли документы – Гражданский кодекс и закон «Об организации страхового дела». Плюс к этому на сегодняшний день есть большое количество региональных, муниципальных и ведомственных регламентов и нормативов. Крупные государственные заказчики пытаются внедрять типовые формы договоров, где были бы формализованы риски, страховые случаи и стандартные исключения. Но все это носит рекомендательный характер.

В последнее время слово «страхование» появилось в Градостроительном кодексе. Но оно касается ответственности за вред, причиненный третьим лицам.

Если говорить о подзаконных актах, то их гораздо больше. Многие корпорации и компании, акции которых торгуются на международных биржах, принимают для себя внутренние регламенты по страхованию.

Как Вы оцениваете потенциал рынка страхования СМР? Каков уровень недострахования строительно-монтажных рисков?

Безусловно, потенциал велик. Если оценивать только государственные инвестиции, мы видим, что строительство как отрасль экономики в целом и как подотрасль в других отраслях занимает достаточно серьезное положение. Если взять те отрасли, которые занимаются только строительством, охват страхованием там достаточно высок: по федеральным, региональным и муниципальным стройкам – около 80-85%, по стройкам, финансируемым из частного капитала – несколько меньше. Если говорить о подотраслях, я имею в виду строительные программы Министерства обороны, Росатома, Минздравсоцразвития, то там тоже есть свои стройки: строятся медицинские центры, пограничные пункты, жилье для военнослужащих и так далее. Эти стройки могут быть не видны по данным Минрегионразвития, но они есть. По нашим оценкам, на строительство приходится до 15% от ВВП. Если говорить о страховании, то охват страхованием строительно-монтажных рисков в целом достигает порядка 40%. То есть рынку страхования СМР есть куда развиваться.

Насколько открытым на сегодняшний день является рынок страхования СМР?

На мой взгляд, рынок открытый. К рынку страхования СМР не надо относиться как к розничному. Это очень четко выраженный корпоративный бизнес. Строительные корпорации ищут для себя в страховании индивидуальных, особых взаимоотношений, vip-обслуживания. Страхование СМР – это не агентский бизнес и даже не брокерский, хотя определенная доля брокерских продаж здесь есть. Это бизнес, построенный на индивидуальных отношениях между руководством страховых и строительных компаний. Точно так же, как строительные организации привыкли заключать договоры на высшем уровне с подрядными организациями, так они действуют и при заключении договора страхования. Страхователи хотят посмотреть в глаза руководству страховщика и убедиться, что если что-то произойдет, то эти люди не подведут.

Рынок страхования СМР – это рынок наивысшей добросовестности. Успешность бизнеса страхования СМР для страховых компаний зависит от того, насколько их руководство это понимает, насколько оно готово выстраивать эти индивидуальные взаимоотношения со страхователями.

Отмечали ли Вы в условиях кризиса миграцию страхователей между страховыми компаниями в поисках более выгодных условий?

Эта тенденция заметна скорее в розничном страховании. На рынке страхования СМР есть гораздо меньше возможностей для такой миграции, так как на нем работает ограниченное число страховщиков. Скорее страхователи пытаются как-то договориться о снижении тарифов со своими страховыми компаниями.

Как Вы оцениваете масштабы демпинга на рынке страхования СМР? Когда Вы ожидаете стабилизации ситуации?

Цены, действительно, снизились. При этом риски, наоборот, увеличились. Ведь демпинг происходит не только в страховании, но и в строительной отрасли. На строительные объекты приходят менее квалифицированные подрядчики, менее квалифицированная рабочая сила, которой можно платить меньше. В результате увеличивается вероятность убытков. Боюсь, что сложившаяся ситуация потом скажется на тех же страхователях, потому что страховщики, выйдя из кризиса, будут вынуждены восстанавливать «пошатнувшиеся» резервы, а для этого придется повышать тарифы.

Выросли ли в этих условиях цены на перестрахование строительно-монтажных рисков?

Да. Перестраховщикам в этом плане проще – они работают на другом рынке с такими подготовленными людьми, как страховщики, которым легче что-то объяснить, которые больше прислушиваются к их мнению и в итоге договариваются с ними. Поэтому на перестраховочном рынке цены растут всегда. Что бы ни происходило, прежде всего, растут цены на рынке перестрахования. Страховой рынок гораздо более эластичен, несмотря на то, что именно он первым ощущает удары в плане роста убыточности.

Давайте подведем итоги. Как кризис повлиял на рынок страхования СМР?

Можно выделить несколько тенденций. Во-первых, обострился демпинг. Во-вторых, снизились абсолютные объемы строительства, а следовательно, и спроса на страхование. В-третьих, ужесточились условия страхования и перестрахования. Нельзя сказать, что влияние кризиса было для рынка драматическим. Я пока еще не видел ни одного банкротства страховой компании, в результате серьезных убытков в строительном бизнесе, не было и значительных невыплат…

А ожидаете увидеть что-либо подобное?

Нет. Все-таки на этом рынке работают серьезные компании.

А как же демпинг, недорезервирование, снижение качества перестрахования?

Да, но все это может только подкосить экономическую мощь той или иной компании. Страховые компании создаются не на год и не на два, а на многие годы.

Когда Вы ожидаете восстановление рынка страхования СМР?

Уже по итогам 2010 года темпы прироста взносов будут положительными, в результате в 2010 году рынок выйдет на докризисный уровень 2008 года. В 2011 году объем взносов превысит показатели докризисного уровня.

За счет чего будет происходить рост взносов?

За счет оживления экономики, роста ВВП, технически взносы вырастут также за счет инфляции. Восстановление строительной отрасли будет происходить как за счет государственного строительства, так и за счет оживления частных инвестиций в строительство. Сейчас значительная часть государственных инвестиций в строительство направлена на реализацию нескольких мега-проектов в Сочи, во Владивостоке, в Казани по постройке жилья для военнослужащих. Госпроектов будет меньше, хотя есть адресные целевые программы, но они не будут тенденцией для всей экономики. Постепенно появляются и новые проекты, такие как проекты частно-государственного партнерства, банки – Сбербанк и ВЭБ – планируют поддерживать частные инвестиции в строительство государственными ресурсами. Возобновляется кредитование не только физических лиц, но и строительных организаций.

Давайте теперь поговорим о страховании ответственности в рамках СРО. Можно ли подвести какие-то итоги реализации этого закона?

Итоги подводить рано, так как этот рынок живой и постоянно развивающийся. Не успев открыться, он претерпевает значительные изменения. Так, последние изменения в Градостроительный кодекс были внесены в июле этого года, а реализация этих поправок будет ощущаться рынком лишь с октября.

Я всегда говорю, что как только в любом законодательном акте появляется слово «страхование», – это уже хорошо. Хотя при этом есть одна большая проблема – когда вместе со словом «страхование» не появляется ничего конкретного, велика вероятность пены и злоупотреблений. Все, что может быть понято неправильно и сделано неграмотно, именно так и делается. Тем не менее государство воспринимает страхование как механизм, который надо развивать, а это хороший знак.

На сегодня практически все организации строительного комплекса стали членами саморегулируемых организаций и практически все СРО, за единичными исключениями, приняли у себя требования к страхованию ответственности своих членов. Другой вопрос – хорошо это или плохо. Мы пытаемся как-то привести в цивилизованное русло этот процесс, чтобы, когда пойдут выплаты, а они уже пошли, никто не прятался за запятые и термины и выплачивал возмещение по страховым случаям. Сегодня Министерство регионального развития утвердило методические рекомендации по страхованию ответственности в рамках СРО для строителей и для проектировщиков, готовятся такие же документы для изыскателей. Практика подскажет, какие изменения туда надо внести. Я надеюсь, эта работа может трансформироваться в создание стандартных правил страхования.

Самое главное, что подавляющее большинство строительных организаций имеют эти страховые полисы. Это значит, что слово «страхование» для них не пустой звук.

Как Вы оцениваете влияние страхования ответственности в рамках СРО на развитие всего рынка страхования СМР?

Безусловно, положительно. Та тема, о которой до сих пор многие строители даже не думали, теперь будоражит умы. Я общаюсь со строительными СРО и вижу, что строители начинают интересоваться страхованием. Пусть вопросы пока не сильно подготовленные и грамотные, но люди пытаются для себя прояснить эту тему. Да, это занимает много времени, но это не может не радовать.

Недавно обсуждались поправки в Градостроительный кодекс, касающиеся детализации условий страхования, которые так и не были приняты. Почему?

 Эти поправки, кончено, были нужны, но только не в таком виде, в каком их предлагали, а в гораздо более детализированном и развернутом виде. Ввиду того что поправки, вносящиеся в Градостроительный кодекс, в целом касались целого ряда тем и должны были быть внесены достаточно быстро, страхование в результате «пошло под нож» только из-за того, что не успели быстро и качественно проработать эти предложения и провести консультации со всеми необходимыми лицами. В этом случае сочли за благо не выпускать «полуфабрикат», а ограничится упоминанием, что страхование должно быть, а детали страхования отдать на откуп свободному рынку. К этому вопросу можно, при необходимости, вернуться на следующем этапе совершенствования законодательства.

А что еще нужно сделать на следующих этапах совершенствования законодательства?

Я считаю, что на сегодняшний день, наоборот, нужно перестать что-либо делать в этой сфере, а дать поработать тому, что уже сделано. На сегодняшний день сложилась такая парадоксальная ситуация, когда параллельно с написанием соответствующего законодательства начал вводиться и сам механизм страхования. Делать поспешные выводы было бы опрометчиво. Необходимо дать возможность поработать, получить необходимый опыт и только тогда что-то где-то менять.

Давайте перейдем к страхованию ответственности по госконтрактам, которого уже почти нет…

Еще остались заповедники. Например, государственные корпорации, которые живут по своим законам, все еще имеют возможность проводить тендеры не по 94-ФЗ. К ним относится, например, компания «Олимпстрой». Есть и другие законы, которые действуют параллельно с 94-ФЗ. Но, конечно, того рынка, который существовал еще несколько месяцев назад, уже нет.

Почему же его не стало?

Проблема заключалась в том, что страхование изначально вошло в конкуренцию с двумя другими видами обеспечения обязательств по госконтракту – банковской гарантией и залогом. Страхование побеждало в конкурентной борьбе именно потому, что оно обходилось дешевле. Но чтобы оно было дешевле, надо было чем-то поступиться. Банковская гарантия, стоящая дороже, отвечает практически по всем случаям неисполнения обязательств. Страховщик, чтобы сделать свой полис дешевле, перечислил список тех случаев, за которые он отвечает, и написал перечень исключений, за которые он не отвечает. При этом он сделал такой продукт для добросовестных подрядчиков и поставщиков, подразумевая, что у него нет права регрессного иска. А у банковской гарантии такое право существует. Понятно, что, не обладая правом регресса, страховщики не хотят отвечать по случаям, связанным с прямым мошенничеством и выводом денег. Иначе было бы невыгодно исполнять свои контракты: купил страховой полис, получил аванс, и никто не сможет с тебя взыскать эти деньги. И это даже не является нарушением законодательства.

Чтобы этого избежать, страховщики вводили в свои полисы подобные исключения. И когда появились первые случаи неисполнения обязательств по госконтрактам, и они не были признаны страховыми случаями, то никто не стал разбираться в сути вопроса. Просто среди строителей пошла «волна», что страховщики не платят. В результате сама идея подобного страхования была дискредитирована. Может быть, и правильно, что в таком виде страхование исчезло. Если придет время возрождать этот вид страхования, то надо в деталях и очень четко прописать условия страхования, страховые случаи и исключения, чтобы все понимали условия игры.

Можно ли возродить этот вид страхования через страховые поручительства – инструмент, широко используемый на Западе?

Это отдельный механизм. У нас в законодательстве его нет. Поправками в 94-ФЗ введен просто механизм поручительства, который сейчас прописан детально: к поручителям предъявляются довольно жесткие требования. Над вопросом введения страхового поручительства нужно как следует поработать. Конечно, страховые компании, обладая механизмами перестрахования и значительными активами, могли бы стать игроками на этом рынке, но здесь важно не повторить ошибок, которые были сделаны при реализации страхования ответственности по госконтрактам.

И последний вопрос. Предположим, что мы пишем концепцию развития рынка страхования СМР. Какие наиболее важные пункты необходимо внести в эту концепцию?

Я считаю, что любое страхование востребовано только тогда, когда есть что терять. Государство каждые три года принимает бюджет и не хочет тратить деньги на непредвиденные расходы. Поэтому оно закладывает в бюджет расходы на страхование. Инвесторы, к сожалению, до сих пор еще не прониклись этой идеей. В основном у нас инвесторы – это люди, достигшие всего сами и привыкшие работать в условиях риска. Когда придут наследники, которым будет что терять, тогда вопрос страхования будет более актуальным.

А если говорить о том, что нужно сделать, кроме общей популяризации, государству необходимо перестать отвечать по тем обязательствам, по которым могла бы отвечать страховая компания. Риски должно нести не государство, а владелец имущества.

Обязательные и вмененные виды страхования, конечно, хороши, но они должны быть на начальном этапе развития рынка. После рынок должен развиваться самостоятельно.